Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДОНОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПРОФКОМА УЧАЩИХСЯ СПБГПМУ — «КАПЛЯ КРОВИ»

Вандышева Полина Евгеньевна (paulinavand@gmail.com),

Кондратьев Глеб Валентинович (spbgvk@mail.ru)

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, г.Санкт-Петербург

В связи с реорганизацией структуры службы крови в России, в настоящее время имеет место снижение количества донорской крови и ее компонентов. Учитывая актуальную проблемы и высокую потребность в оказании помощи пациентам и особенно детям в лечебных учреждениях, профкомом учащихся СПбГПМУ был разработан проект «Капля крови», который рассматривался организаторами как долгосрочный и социально-значимый.

Активное вовлечение обучающихся медицинских ВУЗов в донорское движение, является одним из важных аспектов, содействующих развитию личностных и профессиональных компетенций будущих врачей. На основе добровольчества и оказания безвозмездной помощи пациентам, нуждающимся в компонентах крови, можно воспитать просвещенных и высоконравственных специалистов.

Рисунок39Проект «Капля крови» реализуется с 2009 года и имеет целый ряд задач:

  1. Удовлетворение потребностей самореализации обучающихся, содействие в превращении добровольчества в элемент развития личностных и профессиональных качеств будущих врачей.
  2. Пропаганда донорства в молодежной среде.
  3. Оказание помощи обучающимся СПбГПМУ, решившим добровольно стать участниками донорского движения.
  4. Объединение студентов разных факультетов и курсов вокруг идеи проекта, широкое вовлечение обучающихся в общественную жизнь города, основанное на принципе добровольности;
  5. Оказание волонтерской помощи в отделениях переливания крови в виде создания обстановки психологического комфорта во время подготовки доноров к процедуре донации: встреча, ориентирование, поддержка и сопровождение доноров по отделению переливания крови, осуществление помощи в заполнении анкеты донора, оказание первой медицинской помощи.
  6. Осуществление профессионального знакомства обучающихся Университета с основами гемотрансфузиологии на практике, знакомство с устройством отделения переливания крови и всеми процессами заготовки и разделения крови.

Участниками проекта являются все желающие из числа обучающихся  СПбГПМУ.

В первую очередь проект рассчитан на следующих нуждающихся в гемотрансфузиях:

  1. Дети, находящиеся на лечении в Клинической больнице СПбГПМУ
  2. Дети, находящиеся на лечении в городской клинической больнице №31 – отделение детской онкологии и гематологии (кафедра онкологии СПбГПМУ).
  3. Пациенты больниц и клиник города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Одним из основных направлений реализации проекта является организация качественной предварительной работы с потенциальными донорами из числа учащихся СПбГПМУ. Проведение масштабных публичных рекламных акций для привлечения внимания к проблемам донорства и возможности участия в проекте. Совместно со специалистами, организаторы проекта  проводят «донорские уроки», которые направлены на расширение знаний обучающихся СПбГПМУ в области трансфузиологии. В рамках «донорских уроков» проводятся практические занятия по определению собственной группы крови и резус-фактора, определение четких противопоказаний для донорства крови, разъяснение правил подготовки к донации и освещение необходимой информацией по периоду после кроводачи. Завершив предварительную работу организаторы проекта приступают к непосредственной реализации акции: установление рабочих контактов с руководством ЛПУ и заведующими отделений переливания крови и формированию групп добровольных доноров из числа обучающихся СПбГПМУ. Так же  разрабатывается график посещения площадок реализации акции, решаются организационные вопросы трансфера обучающихся, определяются ответственные лица на каждом этапе реализации акции, решаются вопросы изготовления сувенирной продукции для участников акции. Заключительный этап акции добровольного донорства в рамках проекта профкома учащихся СПбГПМУ «Капля крови» это проведение анкетирования и собрания участников акции и его актива, с целью подведения итогов, анализа результатов и обсуждения планов и дальнейших перспектив.

В рамках проекта «Капля крови» осуществляется и работа с подрастающей молодежью, волонтеры проекта посещают школы и больницы, где в адаптированной для конкретного возраста форме рассказывают о донорстве, а так же работают со сверстниками, выезжают с презентацией проекта в другие ВУЗы города.  С маленькими детьми в рамках акций «Учись помогать» рисуют открытки и выполняют аппликации на тему взаимопомощи и поддержки во время лечения, помогают им в этом их родители и волонтеры проекта «Капля крови». Участниками акции «Учись помогать» являются пациенты Клинической больницы СПбГПМУ, которые во время выздоровления осознают, как важна взаимопомощь и поддержка окружающих.

Партнером проекта  «Капля крови» является Фонд доноров. Нередко наши акции и Городской молодежный день донора в Санкт-Петербурге мы проводим вместе. Благодаря этому происходит обмен опытом между нашими волонтерами и волонтерами Фонда, студенты, участвующие в акции, могут оценить масштабность донорского движения в городе, что повышает их интерес к донорству. Материальная и техническая база обеспечивается ресурсами Университета и клиниками партнерами – помещения, стенды. Финансовое обеспечение проекта осуществляет профком учащихся СПбГПМУ — приобретение сувенирной продукции (ручки, браслеты, футболки, папки для бумаг с символикой проекта), оплата трансфера, печать рекламной и агитационной продукции, а также оплата расходных материалов для проведения акций в детьми и подростками.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание возможности для детей, больных онкологией, нуждающихся в трансфузии крови, а также больных, нуждающихся в переливании крови по показаниям, беспрепятственно получать необходимую процедуру без задержек из-за нехватки донорской крови и ее компонентов.
  2. Формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение общественного статуса обучающихся СПбГПМУ.
  3. Приобретение дополнительных профессиональных компетенций студентами-медиками в процессе волонтерской деятельности.
  4. Широкое вовлечение обучающихся СПбГПМУ в общественную жизнь Университета, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, основанное на принципе добровольчества.
  5. Расширение контактов с другими образовательными организациями, территориально близкими к СПбГПМУ, путем проведения совместных акций с целью развития не только донорского движения, но и сотрудничества в других сферах.

Достигнутые результаты:

  1. Активная пропаганда донорства в Университете значительно повлияла на увеличение количества как доноров, так и волонтеров, что наглядно видно из диаграммы, приведенной ниже:

Рисунок40За время существования проекта количество волонтеров увеличилось в 10 раз, доноров – в 2 раза, участников мероприятий из числа студентов – в 4 раза.

  1. Проект был награжден Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга, Отделом молодежной политики, физической культуры и спорта СПб ГБУ «Дом молодежи «Форпост», Центром добровольческих инициатив Выборгского района Санкт-Петербурга сертификатом.
  2. Проект был награжден Дипломом Iстепени в номинации «Донорство» по итогам Всероссийского конкурса социально значимых проектов в рамках молодежного образовательного форума «Спешите делать добро»

Надеемся наш опыт будет полезен для расширения молодежного донорского движения России и решения вопросов нехватки компонентов крови для нуждающихся. Мы открыты к диалогу и готовы сотрудничать.

Автор проекта: Вандышева Полина Евгеньевна, студентка III курса педиатрического факультета СПбГПМУ

Консультант проекта: Кондратьев Глеб Валентинович – ассистент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии, детский онколог, председатель ППО учащихся ГБОУ ВПО СПбГПМУ.

 Рисунок41

ПРОЕКТ «МЕЖВУЗОВСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КОНКУРС «ЛЮБОВЬ. СЕМЬЯ. ДЕТИ»  2013 2015»

Карасева Александра Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет,  г. Санкт-Петербург

 Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Для ребёнка семья — это среда, в которой закладываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Бесспорно, гармоничное развитие получают дети, воспитываемые в благополучных семьях в атмосфере любви и взаимопонимания.

К сожалению, в последнее годы отмечается кризис института семьи. Несмотря на государственные программы поддержки семьи и стимулирования рождаемости, процессы улучшения демографической ситуации в стране идут крайне медленно.

Основной из  приоритетных задач нашего Университета является охрана здоровья матери и ребенка,  воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровью и мотивации к созданию крепкой  семьи и рождению здоровых детей. Этой теме посвящены многочисленные исследования лучших представителей научных школ Университета. Однако, некоторые проблемы, касающиеся вопросов планирования семьи, недостаточно освещаются в рамках учебно-образовательной программы.

Соответственно, необходимо распространение современных, научно-обоснованных представлений и знаний по вопросам планирования семьи среди студентов с использованием всех возможных средств и способов, а также в форматах, приемлемых в молодежной среде.

Одной из таких форм является проведение межвузовского студенческого конкурса «Любовь. Семья. Дети».

Целевое назначение проекта

Воспитание мотивации у молодежи к сохранению собственного здоровья,  созданию здоровой семьи и рождению здоровых детей, а также распространение полезных знаний, навыков и инициатив в этой области.

Задачи проекта

  • привлечение интереса студентов к вопросам планирования семьи;
  • доведение достоверной, научно-обоснованной информации о факторах риска развития патологии репродуктивной системы человека, последствиях нежелательных беременностей, современных методах контрацепции;
  • ознакомление студентов-медиков с основными принципами планирования семьи;
  • воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью будущих детей, формирование здорового образа жизни в студенческой среде.

Участники

Участниками Конкурса являются сборные творческие команды обучающихся медицинских ВУЗов Санкт-Петербурга, подавшие заявку на участие. Команда состоит из 10 человек.

Общий замысел

Проект реализуется в формате «шоу-конференции», сочетающем в себе как  познавательные и информативные аспекты, так и наглядность презентации материала.  Чтобы привлечь внимание молодежной аудитории необходимо соответствовать запросам современной студенческой аудитории. Соответственно привычное представление о «конференции» как о скучном монотонном заседании меняется на конкурсный и, в определенной степени, развлекательный подход, т.к. только информация, переработанная через чувственное восприятие, остается в сознании  надолго и находит самый короткий путь к сердцу каждого, следовательно, позволяет привлечь более широкую аудиторию.

С другой стороны конференция позволяет осветить проблемы, которые зачастую остаются за рамками учебно-образовательной программы, и дает возможность молодежи высказать свое отношение к проблеме от первого лица, без оглядки на авторитеты.

Конкурс отличается ежегодной сменой формата и тематики мероприятия. Происходит постоянное развитие проекта как в плане обновления формы подачи информации, так и расширения круга участников. Шоу-конференция проводится по заранее спланированному сценарию с четкой сюжетной линией, в которую встраиваются конкурсные выступления команд-участников.

Обязательным компонентом конференции являются конкурсы для зрителей, тем самым удается вовлечь аудиторию и сделать ее непосредственным участником шоу. Это позволяет создать четкую структуру мероприятия, выполнить поставленные задачи  и достичь желаемых результатов. Деятельность по реализации проекта

Рисунок50Апрель 2013 — Студенческая шоу-конференция «Концепция контрацепции», проводившаяся среди студенческих команд СПбГПМУ. Основным направлением мероприятия было освещение вопросов контрацепции и профилактики абортов. Форматом для мероприятия был выбран творческий конкурс, где команды в виде театральных постановок, в стихах, с элементами шоу-представления, танцевальными и вокальными номерами, старались убедить жюри не только в силе своего таланта, но и знаниях предложенной им темы. В основе мероприятия лежал художественный сценарий, написанный самими организаторами  проекта. Сюжетной линией был выбран «судебный процесс по делу обвинения в халатности в вопросах планирования семьи, предусмотренной статьей 13 Негласного кодекса семьи и детства». Команды-участницы выступали в качестве «следственных групп», знакомивших аудиторию с последствиями абортов и способами контрацепции, презентованными в различных сценических форматах (театральные миниатюры, юмористические стихотворения, музыкальные и танцевальные номера).  Жюри была отведена роль почетных присяжных. Конкурс для зрителей был представлен викториной на знание исторических и научных фактов освещаемой темы. Команда-победительница была определена подсчетом баллов, полученных в каждом конкурсе по оценкам жюри с учетом также мнения зрителей. Оценка выступлений команд проводилась по таким критериям, как достоверность и информативность, зрелищность и артистизм, юмористичность, внешний вид команды.

Апрель 2014 — Студенческая шоу-конференция «Любовь. Семья. Дети». В связи с успешным проведением первой студенческой шоу-конференции было решено расширить  горизонты мероприятия. Приглашения к участию были разосланы во все медицинские вузы Санкт-Петербурга. В результате, в конкурсе принимали участие сборные команды СПбГПМУ, СПбГМУ им. И.П. Павлова, ВМедА им. С.М. Кирова. Расширена и тематика конкурса. Основное место заняли  общие вопросы планирования семьи, с акцентом на важность психологического, медико-генетического консультирования, пренатальной лабораторной диагностики различных заболеваний. В основе концепции сценария лежали русские народные сказки. С целью соблюдения  преемственности между конкурсами разных лет была сохранена традиционная тема «Концепция Контрацепции». Кроме того,  для конкурсных состязаний и демонстрации знаний команд по тематике планирования семьи были избраны следующие  направления: медико-генетическое консультирование, психологическое консультирование, лабораторные исследования, ЭКО, важность обследования у специалистов до зачатия, необходимость соблюдения здорового образа жизни. Частично темы были представлены командами, остальные включены в викторины для зрителей. Распределение тем проходило посредством жеребьевки. В состав жюри вошли представители всех участвующих ВУЗов. Формат мероприятия позволил продемонстрировать командам-участницам помимо знаний свои художественные таланты.

Команда-победительница была определена подсчетом баллов, полученных в каждом конкурсе по оценкам жюри. Критерии оценки остались такими же, как и в 2013 году.

Апрель 2015 — Следующий этап реализации проекта. Конкурс будет называться «У Вас будет ребенок!». Сценарий авторами и организаторами пока держится в секрете.

Ресурсное обеспечение

В силу избранного формата мероприятия, ресурсное обеспечение (техническое, художественное, музыкальное) осуществляется соответствующими службами и структурами Университета.  Костюмы и необходимые атрибуты для выступлений готовились самими участниками команд. Финансовые расходы требуются в минимальном объеме (только на призы участникам и победителям викторин, подготовку информационных и агитационных материалов).

Результаты

Студенческие конференции, посвященные теме планирования семьи, зарекомендовали себя как крайне востребованные и популярные среди обучающихся. Оба мероприятия, которые проводились с годовым интервалом стали значимыми событиями и поводом как формального, так и неформального обсуждения среди студентов. Более того, второе мероприятие ожидалось и готовилось как продолжение первого с надеждой на создание традиции. Авторы проекта надеются на повышение интереса к теме планирования семьи, а также к изучению соответствующих учебных дисциплин у студентов-медиков, что в отдаленной перспективе повысит грамотность будущих специалистов и сформирует их «семейноориентированность», а значит, путем просветительской работы, они смогут заложить основы ценности охраны семьи в обществе.