Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Петрова Г.А., Немирова С.В., Артифексова А.А.
Нижегородская государственная медицинская академия, г. Н.Новгород
В условиях неблагоприятных демографических процессов, резкой социально-экономической дифференциации общества проблема укрепления здоровья населения страны и, прежде всего, молодежи, должна стать одной из приоритетов национальной политики. Учащаяся молодежь, в частности, студенты испытывают высокие психоэмоциональные и физические нагрузки, материальные трудности. В Национальных проектах «Здоровье» и «Образование» обращено внимание, что проблема состояния здоровья подростков и молодежи носит особый, социально значимый характер (Альбицкий В.Ю., 2003).Главными причинами значительных нарушений в состоянии здоровья и физического развития у учащихся является недостаточная двигательная активность, нерациональный суточный режим, неправильное питание, появление патологических зависимостей и т.д. (Ахметова Е.В., 2009;Камаев И.А., 2008), поэтому успешное решение демографической проблемы во многом зависит от того, насколько близки для учащейся молодежи будут ценности здорового образа жизни (ЗОЖ)(Добрынина В.Н. ,2003; Медик В.А., Осипов А.М., 2003.).Особую важность имеет здоровье будущих врачей, которые должны быть образцом поведения для пациентов в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья. Между тем медицинские работники имеют высокие уровни заболеваемости, предпосылки которых закладываются еще в студенческом возрасте (Сорокина М.Г., 2006; Эйгин Л.Е., 1999). В связи с этим, необходимо сделать ЗОЖ приоритетным в молодежной среде, что важно как для формирования полноценной личности, так и для государственной безопасности в будущем; популяризировать информацию о вреде гиподинамии, неправильного питания, безнравственного поведения, табака, алкоголя и наркотиков среди учащейся молодежи, сделав выбор ЗОЖ осознанным; привить будущим врачам навык профилактической работы и научить их созданию доступных для населения презентаций и общению с аудиторией, подготовить профессионально полноценных специалистов.
При разработке программы формирования приоритета здорового образа жизни в студенческой среде в Нижегородской государственной медицинской академии были оставлены задачи оптимизировать организационные формы профилактической работы в медицинском вузе, создать моду на здоровый образ жизни среди учащихся вуза, усовершенствовать систему обучения студентов-медиков выполнению профилактических мероприятий, привлечь студентов Нижегородской государственной медицинской академии к активному сотрудничеству по решению проблем, касающихся их собственного здоровья и социального благополучия.
Для проведения комплекса мероприятий по формированию приоритета здорового образа жизни в молодежной среде в Нижегородской государственной медицинской академии был создан Информационно-просветительский центр «Школа здоровья НижГМА».
Лекторами Школы являются добровольцы – студенты, интерны, ординаторы и аспиранты академии, которые объединяются в группы по тематике проводимых ими лекций и семинаров. Каждую группу возглавляет более опытный старший лектор, передающий коллегам свои знания и наработки. Методические и организационные вопросы деятельности Школы решаются руководителями и куратором (проректор по воспитательной работе).
Как ни парадоксально это звучит, но очень многие вчерашние школьники не имеют навыка поиска научно подтвержденной и официально признанной информации, ее анализа и формирования презентаций. Поэтому, прежде всего, волонтеры обучаются работать с информационными ресурсами, в том числе электронными библиотеками, архивами, базами данных и тематическими разделами Интернета (Петров А.В., ФедушинА.В., 2005).Лекции создаются на основе официальных научных данных, в том числе при поддержке Антикурительного Комитета академии, Межвузовской Антинаркотической Комиссии, сотрудников наркологической службы и профессиональных психологов. Все лекторы снабжаются примерами типовых презентаций по основным темам, собранными на персональную флэш-карту каждого волонтера. Молодежь активно использует современные технологии в повседневной практике и общении, и наши ребята говорят со слушателями на одном языке, что позволяет достичь более полного внимания и понимания аудитории. На мастер-классах студенты учатся работать с ноутбуком, мультимедийным проектором, объединять возможности современных телефонов, цифровых фотоаппаратов, видеокамер и компьютеров. Интересные и полезные для работы статьи, фотографии, видеоролики пересылаются по электронной почте, что очень экономит время плотно занятых учебой студентов медицинского вуза, а спорные вопросы прекрасно решаются большинством голосов on-line. Тематические видеоролики, презентации и другие электронные иллюстративные материалы легко тиражируются, что не требует больших финансовых затрат. Вместе с тем, волонтеры имеют возможность «электронного» обмена опытом проведения профилактической работы и информацией с другими регионами, не тратя средства и время на частые переезды. Лекторы обсуждают и репетируют свои выступления и их аудио- и видеозаписью, что дает ребятам возможность взглянуть на себя «со стороны» и поделиться с коллегами наиболее удачной ораторской находкой.
Выигранный совместно с Нижегородской епархией грант конкурса «Семейный очаг», принес в собственность Школы ноутбук, мультимедийный проектор и ярко иллюстрированные легкие складные портативные стенды, что обеспечивает высокую мобильность лекторов. Электронный вариант нашего выставочно-лекционного комплекса антинаркотической направленности был распространен среди всех вузов Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
С первого года своего существования «Школа здоровья» стала центром проведения научно-исследовательской работы, посвященной изучению влияния зависимостей на развитие и течение социально-значимых заболеваний. Для получения, обработки и визуализации данных нами используется новейшее оборудование и программное обеспечение, а для презентации результатов исследований в научной среде и популяризации полученной информации – современные информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, в настоящее время проект «Школа здоровья НижГМА» включает из 3 основных направления:
- учебно-методическое,
- информационное, т.е. непосредственно выезд в ссузы и вузы по приглашению их администрации или членов родительского комитета; проведение лекций, семинаров и бесед, в том числе и в игровой форме, с учащимися,
научно исследовательское, в том числе организацию и проведение тематических конференций, участие в общегородских, областных, всероссийских мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни. Не считая «внутренних» мероприятий НижГМА, за время активной работы «Школы здоровья НижГМА» с 2006 года волонтеры организовали и приняли участие в более чем 5000 мероприятий, в числе которых всероссийские форумы и конференции, стали лауреатами многих тематических конкурсов и обладателями грантов социальных проектов.
В целом проект оценивается как высоко эффективный для реализации всех вузом поставленных задач. Прежде всего, волонтеры Школы ведут здоровый образ жизни: приверженность ЗОЖ лекторов и слушателей «Школы здоровья», а также применение ими в профессиональной деятельности знаний, полученных в информационно-просветительском Центре считаем одним из важнейших достижений данного проекта. Нашим студентам, как наиболее успешным и востребованным, осознанно и невольно подражают однокурсники и друзья, при этом формируется мода жизнь без наркотиков, и эта жизнь яркая, насыщенная и интересная. Эффективность лекций, когда в качестве лектора выступает глубоко убежденный и хорошо подготовленный сверстник, значительно превышает таковую, когда лектор – взрослый человек, даже если он является очень хорошим специалистом, что дает лучшую усвояемость информации, ее приятие. В ходе реализации проекта осуществляется привлечение учащихся к активному сотрудничеству по решению проблем, касающихся их собственного здоровья и социального благополучия, а также проводится практическая подготовка будущих врачей к реализации наиважнейшего профилактического направления медицины в их ежедневной работе. В нашем вузе сформировалась группа студентов – будущих врачей, имеющих активную жизненную позицию в вопросах сохранения здоровья граждан России, что позволило создать городской студенческий актив, способный влиять на создание общественного мнения в студенческой среде в плане формирования приоритета ЗОЖ.
Результаты реализации программы направленной на укрепление здоровья студентов и формирование в студенческой среде приоритетов ЗОЖ свидетельствуют об адекватности мер, предпринятых академией для решения поставленных задач и о возможности распространения опыта академии для использования в других вузах.