Ярославский государственный медицинский университет

Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.

РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА МЕДИКА ПО СРЕДСТВАМ КУРАТОРСТВА ДЕТЕЙ С ДЦП

Севбо Дмитрий Сергеевич, Фомичева Светлана Константиновна

Ярославский государственный медицинский университет, г. Ярославль.

 Давно доказано, что большинство осложнений, развивающихся во время беременности, можно предотвратить ее правильной подготовкой, а именно восполнением дефицита витаминов, обследованием, диагностикой возможных заболеваний, состояний, предрасположенностей, их коррекцией. Но бывают такие моменты, которые невозможно предугадать, тогда возникают различного рода и характера отклонения в  развитии ребенка, серьезные заболевания, за этим следует такая проблема как уход и патронаж, а далее — реабилитация детей с различными отклонениями в развитии. Одним из таких заболеваний является детский церебральный паралич.

Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте – врожденные аномалии.

По данным Департамента социальной защиты населения Москвы, только в самой Москве примерно 8-9 тыс. инвалидов с последствиями ДЦП, половину из них составляют дети. В Московской области – около 4,8 тыс.человек. Исходя из частотности рождения детей с признаками ДЦП (5,0-6,0 на 1000), можно предположить, что  в России не менее 1 — 1,3 миллиона таких инвалидов – детей и взрослых. Точных  данных о количестве инвалидов с последствиями ДЦП в России нет.

Таким образом, проблема помощи семьям, где имеются дети, больные ДЦП достаточно актуальна.

Три года тому назад в наш ВУЗ пришли мамы с детьми, которым был поставлен диагноз ДЦП. Эти семьи обращались в различные социальные программы, но для таких больных  требовался постоянный специализированный уход, немалые денежные средства на реабилитационные программы. Оказалось невозможным без постоянной посторонней помощи справиться с таким серьезным заболеванием как ДЦП. Наши волонтеры-медики активно откликнулись на просьбы о помощи. Сначала приходили просто посидеть с ребенком, помочь покормить, сменить одежду, погулять с коляской. Иногда оказывали посильную материальную помощь. Со временем работа волонтеров с этими детьми стала усложняться.

Родители курируемых нами детей обратились за помощью в Филадельфийский институт Развития Человеческого потенциала под руководством Гленна Домана. В институте для них разработали определенную программу, по совершенствованию физического и социального развития. Возник вопрос: кто поможет в реализации этой программы? Наши волонтеры прошли курс обучения под руководством самих родителей. В процессе работы научились методике Гленна Домана.

Метод Домана — серия восстанавливающих (методика Домана-Делакато, «паттернинг») и обучающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, которые для данного ребенка заключаются в проведении паттернинга, программа масок, рефлекс терапия, медула комплекс, антигравитационная программа, дыхательный паттернинг.

Рисунок24Наших волонтеров вдохновляет на дальнейшую работу с такими детьми огромная благодарность их родителей: «Волонтеры оказывают неоценимую помощь в развитии моего ребенка. Костя развивается не только в физическом, но и социальном плане. Когда Костик родился, врачи прогнозировали ему год жизни, проведенный в вегетативном состоянии. На данный момент моему сыну 5 лет, у него есть заметный прогресс в развитии, каждый день мы делаем маленький шажок к совершенствованию его навыков!»

Рисунок25На данный момент в семьях налажена домашняя реабилитация по программе Института Гленна Домана, в которой на протяжении вот уже трех лет принимают участие почти 40 волонтёров из числа студентов – медиков ЯГМУ. Сейчас студенты первокурсники отрабатывают навыки ухода за больными, транспортировки, кормления, смены одежды, специальной техники массажа.

Наша работа продолжается, количество вовлеченных в данную работу волонтеров растет, что дает надежду нашим подопечным, а нам – большой опыт в профессиональном становлении студента-медика.

 ЖИЗНЬ ДЛЯ ЖИЗНИ

Канева Ксения Евгеньевна, Слезкина Алена Александровна

Ярославский государственный медицинский университет

 Волонтерский отряд ЯГМУ «Милосердие» совместно с кафедрой поликлинической педиатрии (заведующий кафедрой профессор, доктор медицинских наук Черная Наталья Леонидовна) разработали и начали реализацию проекта «Жизнь для жизни».

Цель: Пропаганда здорового образа жизни, с целью минимизации факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья родителей и будущего ребенка.

Аудитория: Юноши и девушки от 16 до 23 лет (старшеклассники школ, студенты ССУЗов и ВУЗов).

Программа проекта включает в себя лекционный материал и его обсуждение продолжительностью 35-40 минут, т.е. не  простое донесение информации до слушателей, а их активное участие в осмыслении изложенного. Главная цель лектора – не пассивное донесение материала, а создание диалога с публикой на заданную тему, получение «обратной связи».

Во всем мире в настоящее время всё большее внимание уделяется проблеме сохранения здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства. Планирование семьи – это обеспечение здоровья будущей матери для рождения желанных и здоровых детей. Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. Основы его закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: всё, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40-60 не имеют детей по причине мужского бесплодия. Возникает необходимость в мотивационной, психологической и педагогической готовности к началу половой жизни и созданию семьи.

Разработаны следующие темы занятий:

  1. «Основные понятия репродуктивного здоровья и планирования семьи». В ходе занятия проводится анонимное анкетирование для определения уровня осведомленности аудитории по данной теме. По результатам исследования будет уточняться программа занятий с обеспечением адресной психологической и медико-профилактической помощи участникам программы для реализации ими в дальнейшем репродуктивных установок и родительской деятельности.
  2. «Аборты и методы контрацепции». Статистика печальна: в России из трех беременностей только одна заканчивается родами. Почти 10% женщин детородного возраста раз в год делают аборт, причем 60% женщин прерывают таким образом первую беременность. Любой, даже грамотно проведенный аборт, может повлечь за собой негативные последствия для женского организма: нарушение менструального цикла, гинекологические заболевания, болезни эндокринной и нервной систем, и другие осложнения различной тяжести.
  3. «Алкоголизм, табакокурение и другие виды пристрастий в молодежной среде». «Всю свою жизнь, — заявляют американские ученые, — мы взрываем в наших квартирах полониевые бомбы». Полониевые бомбы – это папиросы и сигареты, дым которых содержит значительное количество полония. Весь никотин, угарный газ, бензапирен и радиактивные вещества из сигарет, попадая в организм беременной женщины, после первой же затяжки моментально проникают сквозь плаценту к ребенку. Причем концентрация этих веществ в организме плода гораздо выше, чем в крови матери! От никотина возникает спазм сосудов плаценты, и у ребенка возникает кислородное голодание. В результате большинство детей, рожденных курильщицами, появляются на свет с низким весом, часто болеют, развиваются медленнее, чем их сверстники, чаще умирают в детстве. Опасным является и так называемое пассивное курение. 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, 75% — отравляет воздух.

Злоупотребление алкоголем — фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства — и угроза национальной безопасности. Рост алкоголизма подрывает семейные устои и ведёт к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями. До50 % беременных женщин пьют алкогольные напитки и курят, а значит, вероятность рождения ими здоровых детей практически сводится к нулю. В семьях, употребляющих алкоголь, смертность детей в первые месяцы жизни в 5 раз выше и в 5 раз чаще рождаются физически и психически неполноценные дети, чем в трезвых семьях.

Беременные женщины, принимающие наркотические средства, не обращаются в женские консультации вообще или становятся на учет в поздние сроки. При наркомании и токсикомании часто отмечаются осложнения беременности: спонтанные аборты, преждевременные роды, мертворождение, гестозы, эклампсии, тазовое предлежание плода, предлежание и отслойка плаценты, плацентарная недостаточность. Во время родов у этой группы женщин часто наблюдается преждевременное излитие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, хорионамнионит. Дети рождаются с различными заболеваниями и патологиями.

  1. «Правильное питание, виды нарушений питания и их влияние на репродуктивное здоровье». Рациональное питание — одно из основных условий благоприятного течения и исхода беременности и нормального развития плода. Организм беременной требует большего, чем обычно, количества питательных веществ, необходимых не только самой матери, но и растущему ребенку.Неправильное и неполноценное питание может способствовать выкидышу, нарушению внутриутробного развития плода, рождению ребенка с очень малой массой тела, развитию склонности детей к заболеваниям, отставанию в развитии, аномалиям и уродствами т. д.
  2. Подведение итогов. На занятие присутствует куратор проекта, заведующий кафедрой поликлинической педиатрии ЯГМУ Н.Л. Чёрная. Беседа посвящена разбору наиболее сложных вопросов, возникших в ходе предыдущих тем, для ответов на которые был необходим поиск специальной информации и консультация со специалистами. Участники занятий делятся своими впечатлениями о данном проекте.

Первые проведенные занятия показали заинтересованность юношей и девушек по тематике проекта.  Отклик молодых людей не заставил себя ждать, поскольку им не безразлично здоровье своих будущих детей. Мы помогаем им понять, как сильно наш образ жизни оказывает влияние на формирование здоровья потомства, и объяснить как можно  предупредить развитие различных заболеваний.

Рисунок36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>