Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко

Официальная группа студенческого волонтерского объединения «Млечный путь» ВГМУ им. Н.Н. Бурденко В Контакте : http://vk.com/club11843216

Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.

 ПРИЗВАНИЕ ТВОРИТЬ ДОБРО

Есауленко Игорь Эдуардович, Бахметьев Владимир Иванович, Атякшин Дмитрий Андреевич

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко, г.Воронеж

Профессия врача – призвание. Пожалуй, сложно найти человека, не знающего эту, проверенную веками, истину, свет которой не теряется во времени. Ведь нельзя заставить себя искренне помогать людям без зова сердца, без стремления души. Мечтая поступить в медицинский вуз, каждый школьник надеется познать азы врачебного искусства, которые помогут ему дарить людям в трудные минуты надежду и спасать их жизни. Став студентом, каждый молодой гражданин по сути выбирает нелегкий и тернистый жизненный путь, который, вместе с тем, является одним из самых благородных. Причем, проявить свои духовные и нравственные качества, милосердие и гуманизм, почувствовать себя исключительно нужным человеком для других учащиеся нашей академии могут практически с самых первых дней обучения.

Студенты обретают верного помощника, приглашающего в увлекательное путешествие по орбите добрых дел — волонтерское движение alma mater, многие инициативы которого рождаются и претворяются в жизнь в студенческом объединении «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ».

Рисунок13

Мы предлагаем Вашему вниманию некоторые направления добровольческой деятельности Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко, реализация которых эффективно зарекомендовала себя на протяжении долгого времени в духовно-нравственном векторе воспитательной работы.

  1. Социальное служение.

— помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, работа в школах-интернатах, домах ребенка, воспитание и психологическая поддержка детей-сирот;

— патронаж детей с ограниченными возможностями здоровья, уход за инвалидами;

— проведение психологической, социальной и медицинской реабилитации детей с онкологическими заболеваниями и детей, перенесших другие тяжелые болезни;

— патронаж ветеранов войны и труда, помощь пожилым людям, членам их семей, узникам концлагерей;

— работа в домах престарелых и геронтологических центрах Воронежской области;

— контактирование с подростками группы риска;

— социальное служение в детском хосписе;

— помощь незащищенным группам населения (инвалидам, многодетным семьям);

— помощь нуждающимся людям, малоимущим;

— оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

— разработка социально значимых проектов на территории Воронежской области и их дальнейшая реализация.

Рисунок14

  1. Благотворительность.

— ежегодная благотворительная акция ВГМА им. Н.Н. Бурденко для сбора гуманитарной помощи детям школ-интернатов “Подари мечту ребенку”;

— участие в ежегодной благотворительной акции Воронежской области “Белый цветок” для оказания помощи детям с онкологическими заболеваниями;

— участие в ежегодной благотворительной акции “Стань Дедом Морозом” совместно с еженедельником АиФ-Черноземье для помощи детям школ-интернатов Воронежской области;

— сбор гуманитарной помощи и медикаментов населению Донбасса и беженцам Украины, находящимся на территории Воронежской области;

— сбор средств на нужды детей школ-интернатов Воронежской области, пожилых людей (постоянно) и др.

Рисунок15

  1. Донорство крови.
  2. Формирование здорового образа жизни.

— сотрудничество с Межрегиональным фондом помощи родственникам больных с инсультом “ОРБИ”;

— мероприятия по профилактике нарушений зрения, абортов, репродуктивного здоровья, заболеваний сердечно-сосудистой системы и сердца, стоматологических заболеваний, наркоманий, а также алкоголизма, курения, саморазрушительных видов поведения, противодействие распространению социально-значимых заболеваний и др.;

— организация и проведение молодежных мероприятий по пропаганде ЗОЖ:

— Воронежский областной творческий конкурс “Здоровье глазами молодежи”;

— открытые Воронежские студенческие Игры “Сила поколения — вера, спорт, движение!”;

— организация Всероссийского форума “Фестиваль здоровья”, субботников здоровья, участие в реализации межведомственного областного проекта “Живи долго!”, акция “Сделай пять шагов к здоровью!” и др.;

— ведение цикла передач по формированию ЗОЖ на радио “Россия”.

Рисунок16

  1. Космическое просвещение молодежи.

— деятельность Центра космического просвещения в ВГМА им.Н.Н.Бурденко;

— работа Музея космической биологии и медицины имени В.В.Антипова;

— реализация проекта творческого конкурса “Космос глазами молодежи”: выход на международную орбиту;

— Всероссийский творческий конкурс на лучший эскиз памятника, посвященного подвигу космических медиков, физиологов, биологов;

— организация образовательных молодежных конференций по вопросам космонавтики;

— работа с молодежью города Воронежа и Воронежской области по популяризации достижений отечественной космонавтики и научных исследований в области космической биологии и медицины.

— организация контактов воронежской молодежи, в том числе, воспитанников интернатов, воскресных школ с экипажами Международной космической станции;

— организация участия воронежской молодежи в научных проектах биоспутника «БИОН-М» №1 (2013 г.), космического аппарата «Фотон-М» № 3 (2007 г.) и Фотон-М № 4 (2014 г.).

— реализация школьного проекта «Миссия Х — тренируйся как астронавт!» (совместно с NASA)

Рисунок17

  1. Защита окружающей среды.

— реализация проекта Воронежского эколого-спортивного праздника «Здоровая среда — здоровый человек»;

— озеленение районов г.Воронежа, посадка леса в пригородной зоне;

— творческий конкурс «Здоровье экосистемы — здоровье общества»;

— благоустройство территорий, в т.ч. прилежащих к корпусам академии и общежитий, спортивных объектов и др.

— помощь приютам для бездомных животных и др.

  1. Просветительская деятельность.

Участие в создании возможностей для раскрытия творческого потенциала молодежи. Очень удобной формой является организация и проведение творческих конкурсов по определенной тематике. При этом отношение молодежи к выбранному вопросу предлагается выразить различными видами искусства.

Очень важно сохранение творческого наследия конкурсов с помощью издания DVD-дисков и передвижных выставок, которые могут в дальнейшем экспонироваться в различных городах России. В качестве примера можно выделить следующие хорошо зарекомендовавшие себя творческие проекты:

— Воронежский областной творческий конкурс «Здоровье глазами молодежи» (совместно с Правительством Воронежской области, администрацией г.Воронежа, областным политсоветом партии «Единая Россия», Воронежской и Борисоглебской епархией);

Рисунок18

— Воронежский областной творческий конкурс «Космос глазами молодежи» (совместно с ФГБУН ГНЦ РФ — Институт медико-биологических проблем РАН и Федерацией космонавтики России);

— Всероссийский открытый творческий конкурс среди студентов медицинских и фармацевтических вузов Министерства здравоохранения Российской Федерации «В ЛУЧАХ МИЛОСЕРДИЯ» (учредители и организаторы — Министерство здравоохранения Российской Федерации, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России и Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко;

Рисунок19

— Всероссийский конкурс художественного творчества «Космос глазами молодежи» (совместно с ФГБУ «НИИ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ имени Ю.А. Гагарина» и ФГБУН ГНЦ РФ — Институт медико-биологических проблем РАН);

— Международный конкурс по искусству среди молодежи «HUMANS IN SPACE» (совместно с NASA (США), USRA (США), DLR (Германия), ФГБУН ГНЦ РФ — Институт медико-биологических проблем РАН (Россия).

Рисунок20

  1. Обмен опытом.

— организация и проведение Всероссийской студенческой конференции «Опыт и стратегии развития волонтерских движений медицинских и фармацевтических вузов Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Рисунок21

 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВГМА ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО

Есауленко Игорь Эдуардович, Зуйкова Анна Александровна, Петрова Татьяна Николаевна

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, г.Воронеж

 Здоровый образ жизни относится к базовым ценностям, формирующим личность любого человека, тем более врача. Именно поэтому для вуза это направление одно их приоритетных, поскольку мы понимаем, что молодежь – главный потенциал Воронежской области. Именно молодежи предстоит вести дальше  наш регион и нашу страну в целом. А мы работаем для того, чтобы молодые люди могли реализовывать себя в профессии, в спорте, творчестве, полезных делах – без алкоголя, без наркотиков, без табака. В нашем случае, это особенно важно, поскольку выпускник нашего вуза несет ответственность не только за свое, но и общественное здоровье.  И через некоторое время, ему по долгу службы придется нести навыки сохранения и укрепления здоровья в массы. И, как известно, пациент больше доверяет здоровому врачу, чем больному.

Конечно, как показывает практика, воспитать настоящего врача задача непростая, но вполне решаемая.  Помочь молодым людям  сделать правильный выбор, обрести правильные ориентиры, прожить жизнь с пользой для себя и других – это та цель, ради которой, мы готовы работать без устали.

Еще в 2010 году было принято важное решение о запуске крупномасштабного социального  проекта  по формированию здорового образа жизни у студентов и сотрудников академии. Основной целью проекта являлось создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной, практической и научной деятельности, основанной на рациональной организации труда и культуре здорового образа жизни. Основным документом, регламентирующим реализацию проекта, стала разработанная и утвержденная на ученом совете программа по формированию здорового образа жизни у участников образовательного процесса вуза. По своей сути это нормативный документ, который устанавливает единые требования к содержанию и формам оздоровительной и профилактической работы в вузе. Активная деятельность в рамках реализации проекта по сохранению и укреплению здоровья молодежи, сумела сплотить в своем коллективе профессионалов тех областей, которые призваны отвечать за здоровье населения – профессорско-преподавательский состав, студентов, ординаторов и интернов академии, ведущих специалистов системы здравоохранения, образования, спорта, политики, ученых. Достаточно сказать, что сегодня программа координирует реализацию более 11 проектов, которые позволили проанализировать и решить проблему здоровьесбережения в контексте современных социальных, культурных, экономических, медицинских и педагогических условий.

Стоит сказать о том, что различные программы оздоровления проводились в России и ранее, но очень часто они не приводили к желаемым результатам (как, впрочем, и многие аналогичные программы за рубежом), так как при планировании программ отсутствовал комплексный подход к проблемам здоровья. В этой связи силами сотрудников академии был разработан  проект по пропаганде здорового образа жизни среди населения «Территория здоровья».  На сегодня он является одним из самых эффективных инструментов нового подхода к решению вопросов охраны и развития здоровья населения нашего города и области в целом. Акцент сделан на межведомственном партнерстве, когда решением вопросов сохранения и развития здоровья населения занимаются не только органы здравоохранения, но и все городские структуры. Проект рассчитан именно на комплексный подход и в этом его преимущество. Основная цель проекта – сделать здоровье населения одним из приоритетов городской политики, в конечном счете, он направлен на повышение физического здоровья, психологического комфорта и социального благополучия людей, создание для них благоприятной окружающей среды.

Так внутри вузовский проект постепенно перешел на межведомственный уровень и нашел активную поддержку правительства области и города.

Рисунок22В рамках реализации проекта была разработана и введена в эксплуатацию модель многоуровневого и многофункционального научно-образовательного, спортивно- оздоровительного и консультативного «Академического центра здоровья студентов».Положения, структура и формы организационной деятельности центра – это совершенно новый технологический механизм реализации образовательных и оздоровительных программ, направленных на сохранение и укрепления здоровья участников  образовательного процесса нашей академии. Сегодня «Академический центр здоровья» является своеобразной клинико-экспериментальной базой, позволяющей на практике реализовать программы по формированию здорового образа жизни, в том числе и с участием самих студентов. Большое внимание в центре уделяется развитию спортивно-оздоровительной деятельности, с привлечением максимально возможного числа студентов и сотрудников академии к занятиям физической культурой и спортом. В «Академическом центре здоровья» доступен зал для занятий фитнесом, фитобар, сауна, коррекционно-диагностический и скрининговый кабинеты, зал для  игры в мини-футбол, волейбол и баскетбол. Большим подспорьем в области формирования здорового образа жизни является бассейн на 4 дорожки длиной по 25 метров.

Координацию и методическую помощь в реализации проекта осуществляет координационный совет по охране здоровья и создания необходимых условий в области здоровьесбережения участников образовательного процесса академии, который был утвержден приказом ректора в начале 2012 года.

План реализации концепции предусматривает проведение различных акций и мероприятий по наиболее актуальным вопросам формирования ЗОЖ. За четыре года проведено более 500 мероприятий.  Сегодня уже стали обыденными конференции, конкурсы, творческие встречи по вопросам формирования здорового образа жизни и навыкам здоровьесбережения в образовательном процессе. Так, с целью содействия распространения опыта по формированию здорового образа жизни среди студенческой молодежи  ежегодно в рамках Всероссийской студенческой научной конференции мы объединяем более сотни гостей из других городов нашей страны и стран ближнего зарубежья на форуме «Фестиваль здоровья». Фестиваль здоровья – это формат неформального общения, место, где получают профессиональные ответы на личные вопросы. Каждый день фестиваля  насыщен разнообразными тематическими мероприятиями: семинарами, конкурсами и мастер-классами в области здоровьесбережения. Фестиваль здоровья – это модный образовательный проект для тех, кто хочет сохранить свое здоровье, иметь крепкую семью и родить здорового ребенка. Для тех, у кого есть не только желание, но и возможность быть здоровым.

Сотрудничество на уровне города – один из приоритетов нашего проекта. С 2011 года при непосредственном участии сотрудников академии, в городе реализуется мероприятие «Активное долголетие». Это  проект малобюджетных праздников, включающих в себя различные акции, спортивные и семейные праздники, соревнования, выступления творческих коллективов, презентации и мастер-классы молодежных объединений, проведение выставок, ярмарок и других мероприятий на крупных городских площадках и дворовых территориях. Например, за последние два года, в городе прошло более 20 таких мероприятий.

В городе активно используется такая форма пропаганды здорового образа жизни, как социальная реклама. Материалы по профилактике негативных явлений, пропаганде физической активности  регулярно размещаются согласно Плану реализации ресурсов социальной рекламы, утвержденному правительством города, на баннерах, городском радио и телевидении. Средствами социальной рекламы являются баннеры, видеоролики, печатная продукция, в том числе подготовленные сотрудниками и студентами нашей академии.

Таким образом, за четыре года реализации проекта  сделано не мало, но мы все понимаем, что это только начало большого пути и основная работа у нас еще впереди.

 ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВГМА им.Н.Н.БУРДЕНКО

Есауленко Игорь Эдуардович, Зуйкова Анна Александровна, Петрова Татьяна Николаевна

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, Воронеж

 В современном образовании существует множество глобальных проблем, но среди них есть жизненно важные вопросы, от решения которых зависит существование не только образовательной системы, но и всего общества. Речь идет о здоровье обучающихся, которое, к огромному сожалению, в последние годы вызывает серьезную озабоченность. Конечно, причин для этого более чем достаточно. Среди факторов негативно влияющих на здоровье молодых людей не последнюю роль играют постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Ситуация обостряется в связи с возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательности саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. К сожалению, в настоящее время среди основной части молодежи сформировалась безответственная и потребительская позиция по отношению к собственному здоровью.

Все это, не позволяет оставаться равнодушными к сложившейся ситуации. В настоящее время, это требует нового подхода к поиску инновационных форм организации здоровьесберегающей образовательной  среды, разработки эффективных методов обучения и воспитания. Для достижения успеха нам необходим комплексный подход, включающий усилия, как системы образования, так и самих молодых людей. Но, как известно, начинать нужно с собственного примера.

В этой связи еще в  2009 года в нашей академии выстроилась система в организации волонтерской деятельности.  Центр объединил тех, кому по жизненным позициям и принципам хочется оказывать посильную помощь в пропаганде здорового образа жизни среди населения. Основной целью деятельности волонтерского движения  является помощь в организации  мероприятий, направленных на решение социально значимых проблем. Волонтеры академии проводят информационно-разъяснительную работу по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, в том числе, обучающейся в вузах, сузах  и общеобразовательных учебных заведениях города и области. На наш взгляд, это одна из наиболее современных и эффективных форм работы с населением.

Однако наиболее важной вехой в области формирования здорового образа жизни у студентов и сотрудников вгма им. н.н. бурденко стала разработанная и утвержденная на ученом совете программа по формированию здорового образа жизни у участников образовательного процесса вуза. По своей сути это нормативный документ, который устанавливает единые требования к содержанию и формам оздоровительной и профилактической работы в вузе. Программа охватывает деятельность практически всех структурных подразделений академии, направленную на формирование здорового образа жизни. На ее основе ежегодно разрабатывается и утверждается ректором академии план мероприятий по охране здоровья и формированию здорового образа жизни обучающихся. Стратегическое руководство деятельностью осуществляет ректор академии.

Большое внимание уделяется работе по организации системы медицинского обслуживания и анализу состояния здоровья обучающихся в академии. Это направление реализуется следующим образом:

- разработана концепция и внедрен комплекс мероприятий по медицинскому обслуживанию обучающихся;

- проводится постоянный анализ данных о состоянии здоровья обучающихся в академии, результаты которого учитываются при планировании оздоровительных мероприятий.

Не менее важным направлением программы является комплекс мероприятий по оптимизации психологического состояния обучающихся академии. В этом направлении большая работа проводится штатным психологом академии по диагностике психологического благополучия студентов с использованием пакета психологических методик (основные показатели: адаптация первокурсников; мотивация к обучению, удовлетворенность процессом обучения, формирования межличностных отношений студентов и т.д.).

В этой связи, особо хочется отметить наиболее динамичное направление программы – спортивно-оздоровительные мероприятия с участием обучающихся и сотрудников. Для его реализации в академии проводится работа по организации условий для проведения спортивно-оздоровительной работы в академии (содержание в надлежащем состоянии и развитие материально-технической базы для занятий; развитие спортивных кружков, секций, групп).Проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением максимального числа участников из студентов и преподавателей академии является доброй традицией академии. С 2011 года набирает популярность среди учащейся молодежи города проект «Сила поколения — вера, спорт, движение!». Данный проект предусматривает объединение опыта спортивных достижений вузов нашего города, а их в области более 40. Межвузовская универсиада снискала заслуженное внимание общественности и самих участников.

Невозможно не отметить развитие инновационных технологий формирования здорового образа жизни в ходе учебного процесса и воспитания обучающихся. Ведь основная задача академии – подготовка врачей, обладающих всеми необходимыми знаниями и навыками для оказания медицинской помощи. В настоящее время особо выделен такой компонент обучения, как профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения. Обучая этим вопросам студентов, академия решает сразу две важные задачи: готовит медицинских работников, умеющих и желающих работать с пациентами по вопросам профилактики,  мотивирует и дает необходимую для этого информацию для самих студентов к оздоровлению своего образа жизни.

Инновационным подходом в области реализации комплекса мероприятий по формированию ЗОЖ, является проведение кафедрами не только в ходе учебных занятиях, а также в период производственной практики по формированию у будущих врачей учебных и профессиональных компетенций в сфере профилактической работы и формирования здорового образа жизни пациентов и населения.

Кроме того, формированию ЗОЖ способствует – проведение целого комплекса внеучебных (культурно-массовых и воспитательных) мероприятий с тематикой ЗОЖ. В настоящее время в академии постоянно проводятся мероприятия по формированию ЗОЖ, многие из которых стали уже традиционными. Это дискуссионные клубы, конкурсы творческих работ и профессионального мастерства.

Основываясь на сложившихся традициях сотрудничества, расширения и укрепления взаимодействия, руководствуясь взаимной заинтересованностью в создании организационных, правовых, социальных условий для удовлетворения образовательных потребностей молодежи и поддержки социальных инициатив была разработана программа многоуровневого взаимодействия, которая предполагает кооперацию целевых программ с реализацией на территории Воронежской области наиболее эффективных проектов.

При непосредственном участии сотрудников академии, в городе реализуется мероприятие «Активное долголетие». Это  проект малобюджетных праздников, включающих в себя различные акции, спортивные и семейные праздники, соревнования, выступления творческих коллективов, презентации и мастер-классы молодежных объединений, проведение выставок, ярмарок и других мероприятий на крупных городских площадках и дворовых территориях. Например, за последние два года, в городе прошло более 20 таких мероприятий.

С целью пропаганды здорового образа жизни и ориентации населения на активные, творческие, содержательные виды и формы организации досуга, в городе расширяет свои позиции медиа-проект «Живи долго». В мае 2014 г. в Воронежской городской поликлинике №4 в рамках межведомственного областного проекта «Живи долго!»  сотрудники кафедр общей врачебной практики, поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА вместе с медработниками поликлиники и Центра здоровья провели акцию «Сделай пять шагов к здоровью», посвященную Всемирному дню врача общей практики. Организаторы позаботились о том, чтобы акция стала настоящим праздником – в холле поликлиники проводились конкурсы и викторины с призами.

12 апреля 2014г. воронежские врачи и волонтеры – студенты ВГМА провели “Субботник здоровья”.  Эта новая форма работы нацелена на тех, кому заняться своим здоровьем не хватает времени! Место для проведения акции было выбрано со смыслом. Лучшие медицинские работники региона приехали в Сити-парк “Град”, где в выходные дни находится большое количество горожан. Акция поразила своим размахом. Всего в акции участвовало более 150 врачей, медсестёр и студентов – обучающихся в медицинской академии. 10 клинических ординаторов кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ВГМА им. Н.Н. Бурденко весь день работали вместе с врачами, помогая им в организации медицинского обследования желающих.

С целью уменьшения количества употребляющих табак ежегодно проводятся акция «Брось курить и получи подарок».  В 2013 году  в акции приняли участие более десяти тысяч жителей города. Особенность проведения акции – это привлечение внимания общественности к проблеме курения, особенно слабо защищенной группы населения детей и подростков.

Каждый год силами кафедр нашей академии проводятся социологические исследования поведенческих факторов риска среди учащейся молодежи региона. Результаты исследований используются для создания профилей здоровья, мониторинга ситуации по Центрально-черноземному региону, понимания точек приложения усилий в деле продвижения здорового образа жизни среди горожан разных возрастов и социальных групп.

В этом году особое внимание уделяется проблеме формирования нехимических видов зависимого поведения среди детей и молодежи. В рамках социологического исследования поведенческих факторов риска школьников был апробирован блок вопросов по интернет-зависимости. В дальнейшем планируется  разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

На людей пожилого возраста сегодня производит большое впечатление преданность молодых морально-нравственным ценностям и их способность влиять на своих сверстников, гораздо более эффективно, чем это получается у взрослых людей.

Рисунок23Обобщая,  выше сказанное, хочется сказать, что здоровье это главное богатство которым обладает человек и охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, которую он не вправе перекладывать на окружающих.Именно поэтому мы так широко используем наши возможности по пропаганде здорового образа жизни среди населения. А мы работаем для того, чтобы молодые люди могли реализовывать себя в профессии, в спорте, творчестве, полезных делах – без алкоголя, без наркотиков, без табака. В нашем случае, это особенно важно, поскольку выпускник нашего вуза несет ответственность не только за свое, но и общественное здоровье.  И через некоторое время, ему по долгу службы придется нести навыки сохранения и укрепления здоровья в массы. Конечно, как показывает практика, воспитать настоящего врача задача непростая, но вполне решаемая.  Помочь молодым людям  сделать правильный выбор, обрести правильные ориентиры, прожить жизнь с пользой для себя и других – это та цель, ради которой, мы готовы работать без устали.

 О СТУДЕНТАХ — ФРОНТОВИКАХ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА НАБОРА 1946 ГОДА

Лазарева Ольга Александровна (руководитель — Блинчевская Ф.З.)

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, студенческое волонтерское объединение «Млечный путь», г.Воронеж

 Самое главное украшение человека — знание своей истории. История у каждого своя, и у каждого она особенная. Но в истории любого человека нашей страны есть страница памяти, общая для всего народа, эта страница  — Великая Отечественная Война. Кто-то гордится подвигами своих дедов, кто-то может рассказать о доблести и отваге своих родителей, есть даже те, кто принимали участие, кто до сих пор помнит те страшные дни, которые навсегда врезались в память.

И сегодня, очень важно помнить подвиги наших отцов, помнить о людях, которые несмотря ни на что шли навстречу врагу, шли, защищая счастливое будущее своих детей. Сегодня очень важно — сохранить память поколений!

Музейные комплексы нашей страны имеют в своих фондах большое число документов, касающихся Великой Отечественной Войны. В музее ВГМА им. Н.Н. Бурденко также есть много книг, посвященных войне. Одна из таких книг написана Фаиной Зиновьевной Блинчевской: «О студентах -фронтовиках Воронежского государственного медицинского института набора 1946 года».

Эта книга была издана к 60-летнему юбилею Великой Победы, в ней описаны подлинные истории участников войны, студентов-медиков. В книге также содержатся бесценные фото военного времени, которые «отражают жизнь целого поколения, победившего фашизм, восстановившего страну их разрухи».

 Рисунок1После окончания войны началась новая жизнь. Люди, не успев опомниться от войны, принялись за восстановление страны, начав с малого — своих жилищ и зданий вокруг. Помимо этого многие задумались о будущем, были те, кто выбрал для себя медицинский путь.

Фаина Зиновьевна Блинчевская поступила в Воронежский медицинский институт в 1946 году, как выяснилось позже, вместе с ней в этот год поступили 96 фронтовиков, 9 из которых — женщины. Они, не задумываясь, решили продолжить служить людям, ведь помощь другим была знакома еще с полей сражений.

В студенчестве фронтовики отличались активностью и целеустремленностью. Все они успешно учились, старались как можно глубже проникнуть в медицину. Но при этом будущие медики были вынуждены еще и восстанавливать свой институт из руин, ведь на момент поступления в институт представлял из себя двухэтажное деревянное здания. Но, благодаря всеобщим усилиям, к началу 1948 года студентами и преподавателями был полностью восстановлен и отремонтирован актовый зал учебного заведения. Теперь ребята могли встретить Новый год в праздничной обстановке.

Рисунок2 Важно и то, что никто не ограничивал себя наукой, каждый находил занятие по душе: кто-то пел в хоре или посещал драматический кружок в отремонтированном актовом зале, некоторым по душе оказался спорт, в том числе и шахматы, а кого-то увлекла поэзия. Активность и жизнелюбие — то общее, что было у студентов, прошедших войну.

Грусть и тоска были только в моменты воспоминаний о боевых действиях, кровопролитиях, ужасах войны. Возможно, именно поэтому однокурсники никогда не слышали от фронтовиков о войне. О боевых подвигах многих фронтовиков удалось узнать лишь после окончания института, о военном прошлом некоторых рассказали родственники уже после смерти.

Военные истории 96 фронтовиков различны, все они имели разные звания, служили в разных городах, но ни один из них не испугался войны и пошел на фронт добровольно. Именно эти люди должны быть примером для нас. В.В. Антипов, Ю.И. Алабовский, Е.Ю. Бухонова, И.П. Галушкин, Д.С. Елфимов, Р.В. Коренева, Е.М. Котов, И.Ф. Мягков, А.Ф. Ревунов — лишь немногие из тех, чьи имена достойны вечной памяти.

Да, нельзя допустить войну снова, но и забывать войнах о прошлых лет нельзя. Великая Отечественная Война показала нам народ в другом свете. Сегодня, листая страницы, описывающие события тех лет, мы осознаем, скольким жертвовали люди, ушедшие на войну. Но разве эти жертвы не оправданы?!

Годы мучений, годы страха, годы ужаса, которые пережили воевавшие оставили шрам на сердце нашей страны. Но именно это время, достойно пережитое нашими предками подарило жизнь нам и последующим поколениям. Воспоминания свидетелей войны, оставшихся в живых, и тех, кого рядом нет, нужно бережно сохранить и пронести в будущее.

Историю пишут люди, а людям свойственно ошибаться. В наших силах оставить в истории Великой Отечественной Войны настоящие сведения, подлинные свидетельства очевидцев, не допустив распространения ложных фактов.

И тем более, необходимо знать военную историю своей семьи, своего учебного заведения, своего города. Ведь так трепетно отзывается душа при чтении строк о фронтовиках-медиках, окончивших ВГМИ, тот институт, в стенах которого и нам повезло учиться.

Рисунок3

ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ

Белых Анна Анатольевна (руководитель — Зяблова Н.М.)

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, студенческое волонтерское объединение «Млечный путь», г.Воронеж

 Детство! Как много в этом слове радости и счастья. Но, к сожалению, таким оно было не у всех. Тяжелое детство, опаленное войной, было у наших ветеранов.  Они страдали, жили в голоде и холоде, но не теряли веры и стремления жить. Именно такие мысли появляются при прочтении книги Нины Михайловны Зябловой и Эдуарда Петровича Ефремова «Дни, как смерть, страшны», содержащей воспоминания людей, выживших в нечеловеческих условиях концлагерей, которые не раз смотрели смерти в глаза. Мне и некоторым студентам alma mater посчастливилось познакомиться с материалами этой книги еще до издания, поскольку мы участвовали в компьютерном наборе некоторых материалов, написанных узниками ВОВ от руки.

По случаю окончания учебного года в Саду пионеров 13 июня 1942 года был устроен праздник — пионерский слет, куда были приглашены несколько сотен детей — школьников-отличников. Примерно в семь часов вечера в разгар веселья со стороны левого берега раздался гул самолета, и оглушительные взрывы потрясли Сад, поднялся столб дыма, начался пожар. С самолета сбросили несколько бомб, одна из которых попала на танцплощадку. В этот день погибло более трехсот детей.

Рисунок4

Воронежский художник Вячеслав Знатков назвал свои воспоминания «Дорога детства вся в крови». И, правда, хорошего было мало. От расстрела его спасла бабушка, закрывая своим телом.

 А когда находился в лазарете с раненой мамой, старался больше спать и пить воды, чтобы меньше хотелось кушать.

Весной 1943 года люди умирали от голода. Необходимо было засевать поля, которые были заминированы. Мальчишки 12-14 лет ходили их разминировать. Возвращалась только треть ушедших ребят. Кто-то без руки, кто-то без ноги, но они возвращались.

Война, несмотря на всю свою бесчеловечность, является примером мужества, сострадания и взаимопомощи. Люди, сражавшиеся за нас, отдали свои жизни  за наше счастье. И мы, современная молодежь,  всегда должны об этом помнить.

ОПЫТ ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ ALMA MATER, УЧАСТНИКАМ И УЗНИКАМ ВОВ, ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Грих Виктория, Новоскольцева Ольга, Рахматуллах Ахмадзай (руководитель —  Атякшин Д.А.)

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, студенческое волонтерское объединение «Млечный путь», г.Воронеж

 Одно из направлений добровольческой деятельности молодежи Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко посвящено помощи ветеранам. Это ветераны alma mater, а также пожилые люди, находящиеся в домах престарелых или геронтологических центрах.

Прежде всего, дружественные контакты устанавливаются с ветеранами Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко. Создается банк данных, включающий в себя ФИО, год и день рождения ветерана, его адрес, телефон, время деятельности в академии и характеристика выполняемой педагогической, научной или служебной работы. Одновременно, студенты интересуются и фотографиями, запечатлевшими жизнь Воронежского мединститута в прошлом. По возможности они записывают и уникальные воспоминания ветеранов о студенческих годах.

Студенты являются инициаторами организации поздравлений ветеранов с праздниками (день рождения, праздник Победы, новогоднее поздравление, день примирения и согласия), причем часто при имеющейся возможности поздравление ветерана добровольцы проводят у него дома. Важно, что ветераны активно помогают работе “Млечного пути”, с комсомольским задором принимая участие в различных мероприятиях, нами организуемых. Они дают мудрые советы и оказывают существенную поддержку. Именно ветераны, на собственном примере, с успехом вдохновляют студенческую молодежь на смелые и важные поступки, именно ветераны знакомят нас с проблемами, которые они преодолевали во время своей учебы в мединституте.

Рисунок5 Рисунок6Работает правило «все познается в сравнении», поскольку, только сравнив свои условия жизни с теми, в которых были наши соотечественники в предвоенные и послевоенные годы, мы можем еще глубже проникнуться уважением к старшему поколению и по-другому посмотреть на свою жизнь и оценить ее. И вообще, знание того, что было до тебя, знание твоих предшественников, их заслуг и жизненных подвигов − это и есть самая настоящая и уверенная дорога в будущее, в которой нас сопровождает и хранит от всех бед совесть и опыт учителей.

Рисунок7

Одним из результатов такого взаимодействия стало издание монографии “Помните”, состоящей из рассказов ветеранов о трудных годах военного и послевоенного времени. При этом можно выделить коллективный наказ ветеранов для студентов-медиков, следовать которому нужно каждому, ступившему на порог медицинского вуза:

«…Мы надеемся, что наши слова упадут в добрую почву юных сердец. Вы имеете возможность подойти к нам, пожать руку, увидеть в наших глазах отблеск боев, горечь утрат и, тем самым, как бы прикоснуться к самой Истории. Вы должны знать историю России, понимать, какой ценой досталась Великая Победа. Вам просто необходимо быть образованными, читать литературу, поэзию (не чтиво) и следить за событиями в мире.

Мы очень просим Вас всегда помнить, что вам доверяется самое дорогое – жизнь, и что основным помощником в борьбе за оздоровление пациента служит вера во врача. Ее можно заслужить только доброжелательностью, чуткостью, милосердием, теплотой, отзывчивостью.

Врач должен быть оптимистом, от его настроения также зависит успех лечения. Не забывайте, что сначала нужно лечить душу, а затем тело.

Знайте, что гордыня, злость, зависть и другие пороки несовместимы со званием врача. Врач должен вести здоровый образ жизни, иметь опрятный внешний вид. Всегда помните, что педиатр – друг ребенка, воспитатель, психолог. Широко открытые детские глаза смотрят на врача с большим доверием и любопытством. Именно педиатры особо ответственны за формирование здорового поколения.

Вы, представители самой гуманной профессии на земле, обязаны быть носителями высокой нравственности, духовности.

Вы должны уметь противостоять распространению таких пороков, как хулиганство, наркомания, алкоголизм, курение, которые, к сожалению, сегодня крепнут день ото дня. В ваших силах вовремя заметить надвигающуюся беду и придти на помощь. Вы будете показывать пример младшим, воспитывать их в любви и уважении к пожилым людям и старикам, чтобы их потребностью было уступить место в транспорте, перевести через дорогу, сказать доброе слово.

Мы просим вас уметь дружить и ценить дружбу, приходить на помощь в трудные минуты. Знайте, что иметь верных друзей – самое большое счастье в жизни…

Пожалуйста, упорно овладевайте профессиональными знаниями в вузе, занимайтесь в научных кружках и старайтесь всю жизнь пополнять свои знания, читайте литературу, следите за новыми достижениями. Любите alma mater и высоко несите ее знамя, где бы вы не находились.

Мы надеемся на Вас!…»

В работе молодежи с ветеранами открывается еще одна наиважнейшая деталь. Возникновение личных контактов студентов с ветеранами, длящихся долгое время − это на самом деле бесценная помощь и самим ветеранам.

Не секрет, что зачастую ветераны лишены должного внимания. Они вынесли на своих плечах столько горя, выдержали столько лишений и испытаний, а сегодня иногда оказываются отрезанными от молодежи.

Поэтому, когда, студенты, пусть не часто, но регулярно приходят к ним в гости, рассказывают с энтузиазмом о том, что происходит в академии сегодня, когда студенческие глаза наполнены благодарностью, уважением и стремлением помочь − вот это и есть самое лучшее лекарство.

Особенно это чувствуется и в геронтологических центрах. Здесь для добровольцев широкое поле деятельности: от уборки территории до поздравления ветеранов, организации концертов, коллективных и индивидуальных занятий, общения, чтения стихотворений. Например, только в патронируемом Воронежском областном геронтологическом центре подарки к новому году, а также сердечные открытки с собственными стихотворениями и благодарностью получают более 200 ветеранов.

Стала доброй традицией организация силами волонтеров концертов, посвященных празднованию 8 Марта и 23 февраля.

Рисунок8Очень ценно, что среди подарков — рисунки, выполненные не только студентами, но и воспитанниками детских садов и школ.

Нам очень приятно получать ответные письма ветеранов — они вдохновляют на новые поступки.

Рисунок12

Как хорошо, когда чувство “alma mater” не покидает тебя всю жизнь! Несмотря на много прошедших лет, ты морально связан, как пуповиной, со своим родным вузом. Хочется бывать там не только, когда приглашают на все праздники, юбилейные даты, хочется общаться с молодежью, но и молодежь не теряет связь со стариками.

Сколько раз студенты побывали у меня дома, где за столом шел интересный обмен мнениями. Их интересует, как жили и учились мы, а нас интересуют их планы, почему они пошли именно в наш институт, почему выбрали уже какую-то определенную профессию. Не редко что-то и советуем. Очень хорошая молодежь приходит. Просто радуешься за такую смену.

Не проходит ни одного праздника, или какой-то юбилейной даты, чтобы студенты не прислали красивой открытки с теплыми словами и стихами. Они готовы помочь и практически. Эта связь продляет не только профессиональную жизнь, но и вызывает большое чувство благодарности.

Спасибо институту, что он не только возродил это движение, но и всячески его поддерживает и укрепляет!”

Зинаида Ивановна Лунева, выпускник ВГМИ 1950 года,

врач высшей категории

 А вот еще одно письмо, автор которого — Фаина Зиновьевна Блинчевская, которая поступила в наш вуз в первый послевоенный год — 1946. Она очень много времени посвящает общению с молодежью и старается оказать поддержку каждому молодежному волонтерскому начинанию: “Со мной в 1946 году в ВГМИ поступили 96 фронтовиков. Наша волонтерская деятельность заключалась только в одном — быстрее помочь восстановить родной институт и город Воронеж. Нынешнее поколение студентов академии представить себе не может, в каких условиях учились мы, так как они учатся во дворцах.

После окончания института, а это было в 1951 году, мы не прерывали связи с alma mater: проводили регулярные встречи через каждые 5 лет, часть выпускников стала профессорами, доцентами, преподавателями института, главными врачами и просто врачами на различных кафедрах и клиниках.

Мы посещали студенческие научные конференции, торжественные мероприятия, ежегодно ветераны ВОВ и трудового фронта приглашались на празднование Дня Победы, вручались подарки. Но, к сожалению, приходит время, когда многие ушли в мир иной, остальные болеют, и не могут придти в родной вуз.

Рисунок10

Вот здесь и появилась преемственность в волонтерском движении: организация студентов “Млечный путь” поддерживает и радует ветеранов. К Новому году и Рождеству Христову, Международному женскому Дню 8 марта, Дню Победы рассылаются поздравительные телеграммы, нам посвящаются стихотворения, а также к нам приходят домой лучезарные студенты с цветами и сердечными подарками. Эти визиты очень много дают ветеранам — они чувствуют внимание и заботу, молодеют душой!

Мы очень благодарны, ждем следующего прихода неравнодушной молодежи, пишем благодарности в газету “Медицинские кадры”.

Волонтеры с трепетом сохраняют эти письма. В планах студентов — всегда быть рядом с теми, кому нужна поддержка, внимание и забота.

Рисунок11

СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ ФОНДОМ ПОМОЩИ РОДСТВЕННИКАМ БОЛЬНЫХ С ИНСУЛЬТОМ «ОРБИ»

Акимов Иван Алексеевич, Бурцева Александра Станиславовна, Крутов Никита Сергеевич

Воронежская государственная  медицинская академия им. Н.Н.Бурденко, студенческое
волонтерское объединение «Млечный путь», г.Воронеж

 Межрегиональный фонд помощи родственникам больных с инсультом (ОРБИ), Департамент здравоохранения Воронежской области совместно с ВГМА имени Н.Н. Бурденко проводят регулярную акцию, посвященную профилактике инсульта: «СКАЖИ ИНСУЛЬТУ НЕТ! ПРОТЯНИ РУКУ ЗДОРОВЬЮ». Как правило, она проводится в одном из крупных торговых центров города, имеющих удобную инфраструктуру для проведения данной работы.

Волонтеры рассказывают посетителям торговых центров о мероприятии и приглашают всех желающих пройти бесплатное медицинское обследование и получить консультацию невролога. Большинство людей приятно удивляются и с удовольствием принимают участие в акции.

Каждый участник сначала проходит регистрацию, где заполняется его личная анкета, содержащая сведения о возрасте пациента, вредных привычках, а также информацию о том, был ли у него и родственников инсульт. Затем посетитель в сопровождении волонтеров проходит непосредственно небольшое обследование, которое заключается в измерении роста, веса, уровня артериального давления, содержания глюкозы крови и насыщение крови кислородом и беседе с врачом-неврологом.

Все участники акции получают карту здоровья, в которой неврологи написали свое заключение и дали необходимые рекомендации по лечению и улучшению здоровья. Во время проведения мероприятия на экране транслируются видеоролики, которые учат своевременно распознавать симптомы инсульта.

Также идут лекции о причинах, первых признаках, лечении и возможных осложнениях этого страшного заболевания. У большого числа посетителей впервые выявляется повышенный уровень глюкозы крови и высокие цифры артериального

Многие из них впоследствии благодарят организаторов акции и волонтеров и обещают незамедлительно записаться на прием к врачу.

Добровольцы, хотя бы раз принявшие участие в мероприятии такого формата, очень благодарны за приглашение, и продолжают развивать это взаимодействие с ОРБИ и в дальнейшем. Формат мероприятий, направленных на профилактику инсульта, расширяется.

В рамках Всероссийского дня бега «Кросс наций» волонтеры академии совместно с Межрегиональным фондом помощи родственникам больных с инсультом «ОРБИ» проводят акцию «БЕГ ПРОТИВ ИНСУЛЬТА». После символического забега против инсульта волонтеров медицинской академии вместе со зрителями запускаются воздушные шары, как символ надежды на то, что в наши семьи никогда не войдет эта болезнь. Специально разработанная минивикторина на знание первых признаков инсульта, угроз и рисков, а также мер оказания первой помощи была проведена после запуска шаров.

В наших планах — расширение сотрудничества с межрегиональным фондом помощи родственникам больных с инсультом «ОРБИ».

Рисунок24

ВСЕРОССИЙСКИЙ ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ «СТОМАТОЛОГИ К ДЕТЯМ»

Анохина Ольга Владимировна, Гайбадулина Альфия Айратовна,
Вирабова Инна Ивановна, Щербовских Алексей Евгеньевич

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

 «Стоматологи к детям» — это крупномасштабный всероссийский проект, направленный на профилактику стоматологических заболеваний среди детей, проживающих в детских домах, домах ребенка и школах – интернатах. Он является профилактическим проектом Ассоциации молодых стоматологов (АМС) и проводиться при поддержке Министерства Здравоохранения России. Участвуя в данном проекте АМС, студент или молодой специалист получает уникальную возможность не только реализовать полученные знания и умения от ВУЗа, но и помочь морально детям в школах — интернатах и детских домах.

Ключевые слова: волонтерство, стоматологи, профилактика, дети-сироты.

Актуальность:

Проблема охраны здоровья детей и подростков является чрезвычайно актуальной, поскольку от формирования здоровья в детском возрасте зависит здоровье взрослого населения (Шарапова О.В., 2000).

Стоматологическое здоровье детей является одним из важнейших показателей благосостояния общества. Несмотря на то, что большинство стоматологических заболеваний можно предотвратить, их распространенность и интенсивность в России в целом остаётся высокими. Последнее стоматологическое исследование было проведено в России в 1996-1998 гг., т.е. более 10 лет назад (Кузьмина Э.М., 1999; Юшманова Т.Н., 2001).  Изучение состояния зубочелюстной системы (ЗЧС) в раннем детском возрасте дает возможность выявить факторы риска, начальные процессы формирования патологии и разработать эффективные программы профилактики. Несмотря на внедрение приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации (РФ) №307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни» от 28 апреля 2007г, системный анализ, посвященный изучению состояния челюстно-лицевой области (ЧЛО) у детей первого года жизни и периода раннего детства в РФ отсутствует. Прорезывание временных зубов связано со зрелостью ребенка к моменту рождения и в определенной степени характеризует его физическое развитие (Виноградова Т.Ф.,1982; Махмудова Н.Э., 2003; Елизарова В.М., 2002). Вопросы прорезывания временных зубов и взаимосвязь его с некоторыми факторами (пол, вес при рождении, гестационный возраст, заболевания матери в течение беременности) (Виноградова Т.Ф.,1982, Махмудова Н.Э., 2003, NeedlemanH.L., 1992, Elias-BonetaA.R., 2003) у детей грудного возраста и периода раннего детства ранее не изучались.

В период политических и экономических преобразований в РФ в особенно тяжелом положении оказались дети, воспитывающиеся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах и специальных коррекционных школах, которые относятся к наиболее социально уязвимым группам детского населения (Епифанов А.И., 2002). Среди детей данных групп обычно высока распространенность основных заболеваний полости рта и патологии развития ЧЛО (Базарнова О.А., 2003; Горелов Е.А., 2002; Константинова В.Е., 2006; Ушакова Т.В., 2003 и др.), обследование данной категории детей по международным критериям ВОЗ ранее не проводилось. Уровень гигиенических стоматологических знаний (УГЗ) взаимосвязан с уровнем знаний родителей и педагогов и влияет на мотивацию ребенка к сохранению и укреплению здоровья полости рта. (Атанасова А.С., 2008; Каменова Т.Н., 2008; Лунева Н.А., 2009; Степанова Л.В., 2003;).

Цель:

профилактическое просвещение детей оставшихся без попечения родителей, обучение детей навыкам гигиены полости рта, профилактика стоматологических заболеваний.

Задачи:

  • Повышение информированности детей о стоматологических заболеваниях и их профилактике;
  • Привлечение внимания правительства к стоматологическому здоровью;
  • Обучение навыкам индивидуальной гигиены полости рта;

Суть проекта:

Проект заключается в посещении детских домов и обучении детей от 5 до 18 лет гигиене полости рта.

Для детей младшего возраста:

  • проведение костюмированного спектакля, тематических игр
  • обучение правильной гигиене полости рта
  • просмотр обучающего мультфильма

Для детей старшего возраста:

  • обучающая презентация,
  • обучение на моделях.
  • проведение стоматологических осмотров и фтор профилактики.

Материалы и методы.

Для реализации данного проекта нами был продуман поэтапный план:

1)оповещение ВУЗа и школы-интерната (детского дома, дома ребенка) в выбранном городе РФ;

2) создание команды – волонтеров, их обучение;

3) фандрайзинг

Собственно реализация проекта выглядела нижеизложенным образом.

В октябре 2013 года прошла 1 волна проекта в 6 городах России: Санкт-Петербурге, Воронеже, Ижевске, Москве, Омске и Самаре. Она охватила 173 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет благодаря сплоченной работе 53 волонтёров.

В период с 18 ноября по 24 декабря волонтеры из 10 городов России, таких как Саратов, Тюмень, Самара, Санкт-Петербург, Хабаровск, Воронеж, Ижевск, Уфа, Киров и Москва, объединились ради общей цели. В ходе этой волны 103 волонтерами было обучено и проанкетировано 288 детей разной возрастной категории.

Следующей волной стал период с конца мая по июнь 2014 года в ходе, которой проект прошел в десяти городах России: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Саратов, Омск, Тюмень, Нальчик, Уфа, Владикавказ, Оренбург. Благодаря ей 123 волонтера посетили 274 ребенка.

В преддверие Нового года Ассоциация молодых стоматологов (АМС) вновь посетила детские дома. На этот раз городами участниками стали: Москва, Воронеж, Уфа, Омск, Владикавказ и Киров.  И 45 волонтеров проинформировали 157 детей.

Результаты и обсуждение.

В ходе 4 волн было задействовано 324 волонтера (студенты – стоматологи, интерны, ординаторы, аспиранты и молодые врачи). При этом было обучено правильной гигиене полости рта и проанкетировано на уровень стоматологической осведомленности 892 ребенка. Свыше 74% респондентов имеют низкий уровень знаний о правильной методике чистки зубов и правилах поддержания стоматологического здоровья.

Выводы.

Полученные нами данные литературы и результаты проекта свидетельствуют о необходимости проведения стоматологических волонтерских проектов в школах-интернатах, детских домах и домах ребенка. За время проведения проекта был повышен уровень стоматологического статуса у детей-сирот.

О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ДОНОРСТВА КРОВИ

Яковенко Наталья Степановна, Гостева Екатерина Романовна

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко, г.Воронеж

 Донорское движение охватывает всех, кому небезразлична судьба окружающих, тех, кто стремится спасать жизни, сдавая собственную кровь, тех, кто тратит время и силы на организацию Дней донора, тех, кто рассказывает о донорстве своим друзьям и близким, тех, кто понимает, что добровольно и безвозмездно делиться кровью с другими – правильное решение. Ведь само слово «донор» происходит от латинского глагола «дарить, жертвовать». Очень важно выработать у молодёжи понимание того, что Донорство – это не подвиг, не способ заработать, а право и долг любого здорового взрослого человека помочь ближнему.

Следуя своим гуманным принципам, студенты — волонтеры ВГМА совершенствует работу по развитию безвозмездного донорства как важного фактора сохранения здоровья и жизни людей, воспитания в каждом из нас готовности дарить частицу своей крови, тепла своего сердца во имя спасения людей. Учитывая тот факт, что единственным и незаменимым источником крови может быть только донор, а для того, чтобы обеспечить здравоохранение этим «живым лекарством» своевременно и в нужном количестве, волонтеры осуществляют пропаганду безвозмездного донорства крови среди населения, активно ведут разработку эффективных доходчивых форм и методов пропаганды донорства, направленных на:

  • увеличение числа добровольных доноров, по безвозмездной даче крови и ее компонентов;
  • формирование адекватного и постоянного контингента добровольных доноров;
  • привлечение молодежи к социально позитивным действиям.

Работа с лицами, не достигшими донороспособного возраста направлена на разъяснение сущности и необходимости донорства; формирование установок на ведение здорового образа жизни; воспитание потенциальных доноров: привитие культуры донорства с юных лет, формирование восприятия донорства как социальной нормы; привлечение внимания преподавательского состава и родителей к проблеме донорства: дети становятся для родителей трансляторами идей донорства и влияют на их позицию по данному вопросу.

История развития. В 1819 году впервые в мире английским физиологом Бланделлом была перелита кровь от человека человеку. В начале 19 века в России петербургский акушер Г.Вольф умирающей от кровопотери роженице впервые перелил кровь и, тем самым, спас ей жизнь. В последующем вопросы и аспекты переливания крови тщательнейшим образом стали изучаться в мировой медицинской практике и, в частности, в России.

Огромное значение для успешного применения переливания крови в лечебных целях имело открытие групп крови.
В 1900 году венский бактериолог К. Ландштейнер, лауреат Нобелевской премии, сделал открытие о том, что кровь различных людей разделяется по признаку групповой принадлежности. Неслучайно именно День рождения К. Ландштейнера — 14 июня, впоследствии был выбран Всемирным днем донора крови.

В годы первой мировой войны не во всех странах в армиях метод трансфузии применялся в одинаковых масштабах, во время войны очень убедительно выступала ценность нового лечебного метода для спасения жизни тяжелораненых в боевой обстановке. Хирурги по достоинству оценили его в военно-полевых условиях. После окончания войны в армиях всех государств началась работа по созданию службы переливания крови. В 1931 году в г.Москве была создана Станция переливания крови, на базе которой впервые в мире был разработан способ консервирования сыворотки и плазмы крови, а также метод заготовки сухой плазмы. Одновременно с этим создана единая государственная система донорства по принципу «Максимум пользы больному, никакого вреда донору».

В период Второй Мировой войны интерес к изучению, разработке методик и практическому применению трансфузионного метода значительно возрос во всем мире. Переливание крови получило широкое применение в лечебных учреждениях — как на фронте, так и в тыловых условиях.

Во время Великой Отечественной войны наша действующая армия получила свыше 1,7 млн. литров консервированной крови, которая была применена для 7 млн. трансфузий. Армия доноров-патриотов достигала 5,5 млн. человек — это сыграло важную роль в улучшении исходов лечения и ускорило возвращение раненых в строй. В 60-х  годах Службой крови был сформулирован принцип, обеспечивающий дальнейшее развитие донорства в нашей стране — равное право всех граждан на получение крови при заболевании и одновременная моральная обязанность членов общества принять участие в донорстве.

Заключение. В заключении отметим, что проводимая работа по формированию у студенческой молодежи культуру безвозмездного донорства крови и популяризации донорского движения вызывает оптимизм и веру в то, что российская молодежь разделяет гуманистические ценности, готова к состраданию и альтруистическим поступкам. При долгосрочной правильной работе с данной аудиторией возможно укрепить институт донорства, сделав эту процедуру нормой жизни активных, ответственных, здоровых людей.

Рисунок25

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ПОДАРИ  МЕЧТУ РЕБЕНКУ»

Батищева Евгения, Дахова Екатерина, Гончарова Елена (руководитель — Атякшин Д.А.)

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко, волонтерское объединение «Млечный путь»

В этом году, как и в предыдущие 8 лет, в нашей академии прошел замечательный фестиваль «Подари мечту ребенку», который проводится для воспитанников коррекционных школ-интернатов г.Воронежа и Воронежской области. Цель мероприятия — собрать средства на приобретение новогодних подарков детям, необходимого реабилитационного инвентаря и прочего оборудования в интернаты. Это мероприятие проводится в канун Нового года — самого волшебного из всех праздников, и каждый ребенок с нетерпением ее ждет. Ежегодно собирается от 30 до 60 т.руб.

Эта акция включает 3 этапа, первым из которых является сбор денежных средств, предметов одежды и канцелярских товаров для детишек из интернатов с учетом индивидуальных особенностей. Открытие благотворительного фестиваля начинается в Международный день волонтера — 5 декабря.

Второй составляющей акции является благотворительная ярмарка,  осуществляющаяся по завершении первого этапа. На этой ярмарке студентам академии и профессорско-преподавательскому составу предоставляется возможность приобрести одну из новогодних игрушек или рисунков, созданных руками воспитанников школ-интернатов и, что особенно ценно, детьми с ограниченными возможностями здоровья. На «витринах» также можно увидеть поделки студентов-медиков, желающих внести свой вклад в осуществление новогоднего волшебства для детишек. Эту замечательную ярмарку невозможно оставить без внимания! Каждый, кто хоть на секунду остановит свой взгляд на ярких картинках и пестрых игрушках, чувствует, как его душу наполняет тепло от осознания, что в каждую вещицу вложена частичка доброй и чистой души ребенка.  А купив один из таких маленьких товаров, ощущаешь, что сделал свой посильный вклад в одно общее доброе дело.

Но самым сказочным и ожидаемым детишками событием этой акции является третий этап — театрализованное представление, проходящее на сцене актового зала нашей академии. К этому концерту студенты подготавливают не только сам актовый зал, но и всю академию.

Волонтеры устанавливают красивую елочку с фотографиями маленьких гостей, украшают коридоры мишурой и игрушками, развешивают красивые «букеты» из воздушных шаров.

Студенты-артисты подготавливают свои костюмы, делая их яркими и запоминающимися. И вот, 25 или 26 декабря в академию прибывают маленькие гости из коррекционных школ-интернатов со своими воспитателями. Для их встречи целая группа волонтеров преображается из строгих будущих врачей в белых халатах в шутливых клоунов, проворных пиратов, прекрасных принцесс, смелых ковбоев и т.д.. Все эти веселые волонтеры провожают детишек в концертный зал, где все уже готово к началу увлекательнейшей сказки. Наши маленькие гости являются не только зрителями, но и участниками концерта. Так, в преддверии 2015 года коллектив «Калейдоскоп» из областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными способностями «Парус надежды» порадовал нас замечательными танцами. В программе представления были предусмотрены конкурсы для детей, завлекающие их в волшебный мир новогодней сказки. Ребята помогали Жасмин и Алладину восстановить порванный ковер, разговаривали с Дедом Морозом, Снегурочкой, Шреком и многими другими добрыми героями. В заключение концерта детишки получили видеотелеграмму с борта МКС от космонавтов, которые обращались со словами поддержки и пожеланиями именно к этим ребятам! Воспитатели школ-интернатов и родители покидали стены академии счастливыми, с радостными улыбками на лице, а детишки не переставали со смехом вспоминать веселые моменты новогодней сказки…

К детям нескольких школ-интернатов Воронежской области волонтеры «Млечного пути» выезжают отдельно — с Новогодней сказкой, конкурсами, и подарками.

В заключение хотелось бы сказать, что осуществление всех этапов данного мероприятия — довольно непростая задача. Подчас приходилось сталкиваться с различными трудностями. Но когда знаешь, сколько радости и пользы принесет эта акция детям, выполнение самой ответственной и сложной работы представляется как очередная ступенька к осуществлению великого блага, называемого добром.

Рисунок26

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ — ПОСЫЛ МЕДИЦИНСКОМУ ВУЗОВСКОМУ СООБЩЕСТВУ К ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМУ СЛУЖЕНИЮ

Кузнецова Наталья Александровна, Мананникова Вера Ивановна, Назарова Шарапат Фуркатовна, Татаркова Юлия Владимировна, Атякшин Дмитрий Андреевич.

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко, студенческое волонтерское объединение «Млечный путь», г.Воронеж

 Добровольчество, основанное на голосе собственного сердца, открывает студентам двери к неравнодушию, милосердию, отзывчивости и состраданию в будущей профессии. Соприкасаясь на протяжении своего обучения с телесными и духовными скорбями других людей, как во время учебной, так и волонтерской деятельности, у молодежи формируется прочная мотивация для познания своей профессии, выполнения научной работы, приобретения опыта помощи больному. Насыщение образовательной деятельности вуза стремлением к духовному росту учащихся незримо помогает направлять студенческие дарования в русло Божественной благодати, открывая новые горизонты хрестоматии врачебного призвания.

Возможность уже с начальных курсов помогать детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет студентам в будущем оказывать духовную поддержку тяжело больным, призванных Богом к подвигу терпения и смирения. Укрепляется значение слова как лечебного фактора, несущего с собой человеческое выражение соболезнования, утешения и надежды, усиливается значение общения со страждущим. Особую силу слово в лечебном процессе приобретает тогда, когда оно преподносится больному через веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной. Господь научает нас тому, чтобы мы не пеклись о накоплении богатства земного, но заботились о небесных сокровищах, которые сможем взять за пределы этой жизни.

Каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы не только разделяем с ним его скорбь, но становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

На протяжении нескольких лет по благословению Митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, на Рождественских святках и на Пасхальной Светлой седьмице в Воронеже проводятся удивительные по своей всеобъемлющей любви мероприятия — «Подарим детям Рождество», «Пасха светлая пришла — сказку в дом к нам привела». Смысл этих акций состоит в том, что бы поделиться радостью о Рождении и Воскресении Спасителя, с теми, кто в силу несения тяжелейшего креста болезни, не может выйти из дома, чтобы радоваться со всеми людьми. Эти мероприятия открыли большие возможности по налаживанию контактов с семьями, в которых воспитываются дети с серьезными ограничениями в состоянии здоровья.

С самого начала в тесном сотрудничестве с отделом по социальному служению и церковной благотворительности протоиерея Воронежской митрополии в этих мероприятиях участвуют Волонтеры Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н.Бурденко.

Рисунок29Такие визиты позволили сформировать особые взаимоотношения студенчества с семьями и страждущими детьми. Некоторые дети не могут даже подняться с кровати. Сегодня дружба студентов с такими семьями продолжается и развивается. Студенты приезжают вновь и вновь, поздравляют юных героев с днем рождения, готовят маленькие праздники, проводят уроки различной направленности, общаются с родителями и родственниками, а ведь часто этого так не хватает детям с ограниченными возможностями здоровья! Хотелось бы, чтобы эти прекрасные акции стали доброй традицией в различных высших учебных заведениях России. Такие добрые дела открывают двери в мир милосердия, сочувствия, сопереживания и атмосферу любви, не имеющей границ не только для идущих по ниве медицинского образования, но и всех других профессий.

Возможно, что именно этот всемерно понимающий мудрый образ улыбки детских глаз страждущих, наполненный такой искренней, такой сердечной и оттого невероятно светлой благодарностью, станет самым лучшим помощником найти в себе силы идти дальше по выбранному пути человеческого призвания — познания врачебной профессии. Призвания служения на благо духовного и физического здоровья человека. И мы уверены, что помощь таким детям направляет нас на дорогу спасения, а стремление помочь станет нашим покровом в самых суровых испытаниях, согревая бесконечной сердечной любовью этих маленьких, но очень взрослых детей.

Мы предлагаем Вам поделиться впечатлениями некоторых студентов, принявших участие в акции. По общему мнению волонтеров, таких детей по праву можно называть Ангелами среди нас.

«Первые выезды к бедным страдальцам очень тяжелы — ощущение робости, испуг. Что ожидает нас за дверью? Скорее всего, горе, слезы, страдания! Но вдруг случается чудо, дверь торопливо открывается, и нас встречают радостные лица, звучит веселый смех – мы здесь желанные и долгожданные гости! Совсем недолго длится сказка, мгновения теплых слов, праздничных поздравлений, а ощущение чудесного не исчезает и по прошествии многих месяцев.

Дети — инвалиды непосредственны, просты, искренни. Они свободны от плена гордости, богатства и власти. Они живут больше на уровне своего сердца, и способствуют преображению всех, кто с ними соприкасается. Чудо Преображения души ощутили и мы.

Вспоминается первый день пасхальной акции, 12 мая 2013 г., когда мы приехали к мальчику, которого зовут Саша. Ему сейчас 28 лет и вот уже много лет он прикован к постели и не разговаривает. Когда мы начали показывать сказку, он стал издавать непонятные нам звуки, двигать руками. Честно говоря, мы даже немного испугались, быть может мы что-то не так делаем или напугали его? Но его мама нас быстро успокоила: “Не переживайте. Это он так радуется.” Конечно же, сказка была продолжена, и все прошло хорошо. В свой адрес от родителей мы слышали очень много добрых слов, слов огромной благодарности, хотя, казалось бы, мы ничего сверхъестественного не сделали. Сколько света в глазах этих детей! Сколько любви они дарят каждому, кто с такой же открытой душой к ним приезжает! Все это не описать просто так словами! И действительно получается, отдавая самую малость, обретаешь гораздо большее» (из интервью с Вероникой Мананниковой, студенткой лечебного факультета, лауреата почетного знака ВГМА им.Н.Н.Бурденко “Милосердие”).

Посещения таких семей помогают мне набирать опыт работы с людьми, у которых ограничены возможности, а это очень важная составляющая моей будущей профессии! Мне очень приятно, что когда мы приезжаем к нашим маленьким друзьям, нас встречают с огромной радостью и дарят свое тепло. Казалось бы, совершенно чужие люди принимают нас, как своих родных, и провожают с надеждой, что мы вскоре к ним обязательно вернёмся уже с новой сказкой. Господь укрепляет меня в мысли, что я могу уже сейчас, на самых первых курсах, помогать людям, я чувствую это (из интервью с Владиславом Черкасовым, студентом педиатрического факультета).

ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ — ВЕЛЕНИЕ ДУШИ

Максименкова Мария Александровна, Перфильева Мария Николаевна (руководитель — Бурцева Александра Станиславовна)

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко, волонтерское объединение «Млечный путь»

 С прошлого года студенческое волонтерское объединение «Млечный путь» открыло новую форму социального служения — помощь бездомным. Островок милосердия, добра и света — приют для бездомных в селе Хреновое Бобровского района Воронежской области, показал нам Кусков Илья Владимирович – руководитель направления помощи бездомным синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви. Он со своей командой в течение 18 дней путешествовал по разным городам России, раздавая теплую одежду, еду и медикаменты бездомным.

Проезжая Воронеж, они посетили и нашу alma mater, так мы узнали о таком автобусе — милосердия и познакомились с дружной командой помощи бездомным. Благодаря руководителю отдела по церковной благотворительности и социальному служению Воронежской и Лискинской епархии, настоятелю храма святого апостола Андрея Первозванного протоиерею Виталию Давидюку вместе с Ильей Владимировичем Кусковым мы отправились в приют для бездомных. Там мы встретили ничем не приметные два деревянных домика, ставших для 40 бездомных родным кровом, благодаря милосердию и неравнодушию Батюшки Алексея, который пожертвовал свой дом для небольшого приюта. За малый промежуток времени сформировалась огромная «семья», в которой каждый со своей нелегкой судьбой выполняет какую-то роль: кто-то следит за домом, кто-то готовить на всех еду, кто-то кормит собачек, кто-то следит за скотиной – у всех есть своя забота. По каждому постояльцу ведется учет в журнале: кто и когда поступил, есть ли у него флюорография (если нет то Батюшка организовывает прохождение её, для исключения распространения инфекции в приюте). Все документы хранятся у Батюшки. Прием в приют оформляется на добровольном согласии, никто никого ни к чему не принуждает, единственное что приходится всем соблюдать определенный устав приюта, с которым при поступлении каждый знакомится и подписывает согласие. Если кто-то захочет покинуть приют, то пишет просьбу к Батюшке и уходит, забирая свои документы, когда ему захочется. Ведется учет и тех кто умер, Батюшка лично присутствует на вскрытии и организует похороны.

Если кому-то нужна медицинская помощь, Батюшка договаривается, везет в медучреждение и по назначениям врача сам выдает какие-то лекарства.

Всё то, что там есть сейчас, все благодаря доброте и милосердию Батюшки и всех людей, которые, не стыдясь и не призирая тех, кто по какой-либо причине оказался на улице, помогали молитвам, одеждой, едой и всем, чем могли.

Никто из нас не мог даже представить, сколько терпения, сил и доброго сердца таится в душе Батюшки Алексея, который не посторонился и протянул руку помощи тем, кто в ней нуждается.

Возраст проживающих в приюте очень различный. Есть совсем молодые, есть и пожилые, которым тяжело себя обслуживать, много инвалидов. Но все они живут одной большой семьей  и стараются помогать друг другу, хотя как в любой семье не обходится  без ссор и трудностей, которые они всегда преодолевают не без помощи отца Алексия. К огромному сожалению, за улыбками этих людей прячутся горькие истории их жизни, то как они оказались на улице, как познакомились с отцом Алексием и попали в приют.

У большинства проживающих есть родители, дети, друзья, которые в трудную минуты отказали в помощи и проявили полное безразличие к жизни не постороннего для них человека. Но отец Алексий всегда старается найти родственников своих подопечных, связаться с ними. Взывает к милосердию и состраданию. Однако в очень редких случаях он получает помощь, но ни на секунду батюшка не теряет надежду, как и каждый житель приюта верит и ждет, что о нем обязательно вспомнят и откликнутся. Бездомным, которого приютил отец Алексий, является и ветеран ВОВ, старенький 92-летний слепой дедушка, который сильно болеет и не встает со своей кровати. Очень горько осознавать, что герой, благодаря которому мы все живы, находится в такой плачевной ситуации.

Помимо крова батюшка дает каждому жителю возможность вернуться к здоровой жизни, нуждающимся он выбил квоты на операции по восстановлению суставов, квоты на протезы для конечностей, многим оформил инвалидность. Всё это для отца Алексия стоит немалого труда и упорства.

Все люди ждут какого-то чуда, и очень хочется, чтобы мы делали своими  визитами подарок для этих людей, которые обрели кров у отца Алексия, ведь для них это как лучик света, дарующий детскую радость и смысл дальнейшей жизни. Мы призываем всех обязательно посетить этот островок милосердия и добра, чтобы хоть на минуточку задуматься о трудностях жизни и помочь бороться с ними тем, кто нас окружает.

Рисунок30

УЧАСТИЕ ВОЛОНТЕРОВ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ПО ИСКУССТВУ «HUMANS IN SPACE»

Кузнецова Наталья, Немцова Татьяна, Татаркова Юлия, Атякшин Дмитрий

Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко, студенческой волонтерское объединение «Млечный путь», г. Воронеж

Космическое образование молодежи, как необходимый элемент в воспитании личности, является эффективной мотивацией по развитию стремления к новым знаниям и рубежам возможностей человека. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко тесно сотрудничает с Институтом медико-биологических проблем в области пропаганды достижений отечественной космонавтики. С 2005 года активно ведется работа по укреплению и развитию материально-технической базы музея космической биологии и медицины имени В.В.Антипова на базе академии. В 2007 году был проведен Воронежский областной творческий конкурс «Космос глазами молодежи», который в 2011 году реализовался уже на Всероссийском уровне совместно с ФГБУ НИИ «Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина». Таким образом, были созданы предпосылки для обмена опытом по космическому творчеству со сверстниками из других стран на международной орбите.

В 2012 году стартовал 2-й Международный конкурс по искусству среди молодежи «HUMANS IN SPACE» (далее – Конкурс), организаторами которого выступили: NASA (США), USRA (США) и DLR (Германия). По предложению Оргкомитета Конкурса, Институт медико-биологических проблем и Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н.Бурденко получили статус его официальных партнеров в России. Основной целью Конкурса стала популяризация среди молодежи научного мировоззрения. Юным талантам предлагалось ответить на вопрос: «Как люди будут использовать достижения науки и техники для исследования космоса?». Творческими номинациями стали: художественное искусство, литература, музыка и видеоискусство, в каждой из которых было учреждено несколько более узких субноминаций.

В ходе проведенной работы волонтерами «Млечного пути» на официальном сайте ВГМА им.Н.Н.Бурденко была создана интернет-страница Конкурса, где переводились на русский язык необходимые документы и тексты. Широкое информирование школьников и студентов достигалось с помощью интернет-сайтов волонтерских организаций, ресурсов департаментов образования, заинтересованных организаций на всей территории России. Очень эффективным стало использование собственной базы данных о юных россиянах, увлеченных космическими исследованиями, созданной после проведения предыдущих космических конкурсов. Волонтеры отвечали на многочисленные вопросы участников, поддерживали связь с родителями, помогали участникам и т.д.

На момент завершения онлайн-регистрации творческих работ к ноябрю 2012 года оргкомитетом Конкурса было получено 2076 работ из 52 стран мира. При этом, наши соотечественники – юные россияне, подали свыше 650 произведений искусства в различных номинациях, что позволило Российской Федерации безоговорочно занять лидирующую позицию по активности участия. Творческие работы оценивало интернациональное Жюри в количестве 220 судей по 5 различным критериям.

По количеству абсолютных победителей Конкурса, которыми становились авторы самых лучших работ в каждой номинации среди всех субноминаций, Российская Федерация заняла второе место. Наши таланты получили 5 наград: одно первое место (художественное искусство), два вторых места (одно — литература и одно — художественное искусство) и два третьих места (в видеоискусстве и художественном искусстве). Победителем командного первенства стала молодежь США, третье место получили юные представители Индии. Следует отметить, что среди абсолютных победителей много награжденных работ было у молодежи из Турции, Южной Кореи, Германии, Великобритании и других стран.

При выявлении лауреатов в каждой субноминации Конкурса Российская молодежь получила 19 наград. Из них первых мест — 4, вторых мест — 4, третьих – 5, поощрительных премий Жюри – 6 (подробнее о лауреатах можно узнать на официальном сайте Конкурса: http://www.lpi.usra.edu/humansinspaceart/awards/index.shtml.en). Следует особенно отметить, что наши соотечественники — авторы большинства творческих работ, получивших статус «Критерий признания» за высшую оценку работы по отдельным критериям (всего — 42 произведения!). Кроме того, видеофильм «Космическое вдохновение», созданный студентами волонтерского коллектива «Млечный путь» ВГМА им.Н.Н.Бурденко, получил особый приз: «Mission X: Train Like an Astronaut Award».

Абсолютной победительницей Конкурса в номинации «Художественное искусство» стала россиянка Мария Сотникова (14 лет, г.Воронеж), которая вместе с мамой получила приглашение Оргкомитета на открытие космического форума «19th IAA Humans in Space Symposium 2013» в г.Кельне (Германия) и посетила его с 7 по 9 июля. Примечательно, что свой рисунок Мария посвятила значению космических биологов в будущем освоении ближнего и дальнего космоса: «Космос: биологи будущего».

По предложению российской стороны, в будущих конкурсах, помимо молодежи 10-18 лет, примут участие и студенты всего мира, что еще больше объединит Человечество на пути к миру и освоению космических просторов.