Материалы, поданные на 3 Всероссийскую конференцию «ОПЫТ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ», посвященную 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.», Воронеж, 30-31 марта 2015 года.
ПРОЕКТ «АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Шаринский Александр Владимирович, Лунев Константин
Валерьевич, Коробкина Кристина Сергеевна
Алтайский государственный медицинский университет, г.Барнаул.
Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно детей. Несмотря на некоторую стабилизацию демографических показателей, выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях. (по данным статистики 2013 г.Министерства образования и науки ).
По данным статистики, насчитывается лишь 10–15 % практически здоровых школьников, примерно 50 % имеют незначительные морфологические или функциональные отклонения и 35 – 40 % — хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз. К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки; каждый четвёртый — патологию сердечно — сосудистой системы и другие заболевания.
Проанализировав данные исследований, мы выбрали наиболее уязвимые точки в организации работы по формированию ЗОЖ у школьников и направили на них усилие нашего проекта.
И так основной целью проекта является: воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья, как одной из главных ценностей человека, фундамента эффективного приобретения достойного образования, основы плодотворной деятельности, комфортной жизни
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования у детей, ответственного отношения к собственному здоровью;
- формирование навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за свое здоровье;
- обучение составлению гармоничного режима труда и отдыха;
- воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью;
- адаптация школьников к жизни в обществе.
Нами предварительно был проведен опрос школьников по задачам проекта, в результате мы учли их предложения и замечания.
Работа в проекте будет разделена на три цикла (этапа)
Первый этап: предварительная оценка состояния здоровья и показателей физической подготовки.
- Мониторинг целевой группы школьников на базе краевого государственного «Центра здоровья» (выявление начального уровня физического развития каждого участника, наличие факторов риска и определение базового морфо — функционального состояния организма) с формированием индивидуальной (электронной) карты здоровья.
- Измерение концентрации глюкозы крови
- Компьютерная спирометрия — метод исследования функции внешнего дыхания, включающий в себя измерение объёмных и скоростных показателей дыхания.
- Пульсоксиметрия — неинвазивный метод определения степени насыщения крови кислородом
- Антропометрические данные
Далее на базе спортивного комплекса с участниками проекта проводится спартакиада.
Создание соревновательной атмосферы между школьниками, воспитание здоровой конкуренции, оценка результатов и достижений участников проекта в сфере спорта и ЗОЖ. Данное мероприятие включает не только соревнования по различным видам спорта, но и работу образовательно-практических площадок: «Первая помощь», «Закаливание» и конкурс выставку «Здоровое питание».
Второй этап: Непосредственная работа со школьниками по улучшению показателей физической подготовки и профилактической медицины.
Посещение волонтерами участников проекта с целью мотивации улучшения результатов спартакиады (работа по направлениям):
- Анкетирование с целью выявления социальных рисков и проблем участников;
- Вред и причины никотиновой, алкогольной, нарко- и токсико- зависимости;
- Психологическое здоровье, проблемы адаптаций;
- Основы ЗОЖ (правильное питание, рациональный режим дня, соблюдение гигиенических норм, закаливание);
- СПОРТ – это модно: физиология тренировочного процесса, зарядка или физкультура со звездой, походы на тренировки или игры спортивных секций и клубов края (ХК Алтай, БК АлтайБаскет, ФК Динамо и пр.).
Важной задачей мы считаем:
Создание на базе органа школьного самоуправления, структурного подразделения «Академии здоровья», способного привлекать школьников младших классов к наглядной агитации и занятий здоровым образом жизни.
Так как в этом случае школьники сами будут двигателями и трансляторами «моды на здоровый образ жизни», а роль студента, сводится к курации и контролю, организации и поддержки школьных инициатив.
Третий этап: повторный мониторинг показателей здоровья.
Повторный мониторинг целевой группы школьников на базе краевого государственного «Центра здоровья» с занесением показателей в индивидуальную (электронную) карту здоровья.
На базе спортивного комплекса с участниками проекта проводится повторная спартакиада (подтягивание, прыжок с места и в длину, пресс, приседание, динамометрия, спирометрия), с занесением показателей в индивидуальную (электронную) карту здоровья.
Финальная часть: Подведение итогов – выявление лучших по показателям карты здоровья и выявление улучшения показателей.
Ожидаемые результаты:
В долгосрочной перспективе, работа проекта должна привести к:
повышению уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни;
увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в спортивных кружках и секциях;
снижение уровня заболеваемости в школе;
стойкая динамика улучшения показателей мониторинга здоровья;
появление инициатив школьного самоуправления, перерастающих в традиционные формы работы по направлению образа жизни здорового человека.
«Академия здоровья» реализуется при поддержке Алтайского краевого Законодательного собрания по здравоохранению и науке, Комитета по делам молодежи Администрации города Барнаул, Комитета по образованию города Барнаул, Общественной Молодежной Палаты (Молодежного парламента) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Палаты Молодых Законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике и здравоохранению Молодежного парламента Алтайского края, АКОО «За Добрые Дела», Алтайского государственного медицинского университета, КГБУЗ «Алтайская краевая клиническая детская больница», КГБУЗ «Краевая клиническая больница», Профсоюзной организации студентов, интернов и ординаторов АГМУ.
Как студентка педиатрического факультета, я считаю, что забота о здоровье подрастающего поколения – это уверенный шаг в настоящее и наше общее достойное будущее.